МузейЖигулевскПортал гос.услуг

Право гов ру

Прогноз социально-экономического развития городского округа Жигулевск Самарской области на 2021-2023 годы

 

Прогноз социально-экономического развития городского округа Жигулевск разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов с учетом тенденций, сложившихся в экономике городского округа Жигулевск в январе-сентябре 2020 года и ожидаемых результатов за 2020 год, в двух вариантах – базовый и консервативный.

Все варианты учитывают реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и региональные составляющие национальных проектов, Стратегию социально-экономического развития городского округа Жигулевск на период до 2030 года, утвержденную Решением Думы городского округа Жигулевск 21.02.2019 № 432 (с изменениями от 26.12.2019 №570), пакетов антикризисных мер на всех уровнях власти, принятых вследствие негативного влияния на экономику эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Оба варианта базируются на единых целях и приоритетах государственной социально-экономической политики по выходу экономики на траекторию устойчивого развития, обеспечивающую реализацию национальных целей и степень их достижения в условиях, сложившегося под воздействием эпидемиологических факторов социально-экономического развития, в связи с чем характеризуется повышенной степенью неопределенности.

Базовый вариант исходит из предпосылок полной реализации мер, направленных на восстановление экономики и обеспечение устойчивого экономического роста и социальной стабильности. Консервативный вариант предполагает наличие рисков не достижения поставленных задач.

В январе-сентябре 2020 года социально-экономическая ситуация в городском округе Жигулевск развивается в обстоятельствах ухудшения ситуации в целом по России и мире. Принятые ограничительные меры обусловили сдерживающий эффект развития в городском округе инвестиционной активности предприятий, предпринимательства, розничной торговли непродовольственными товарами, бытовых услуг и услуг общественного питания, досугово-развлекательного сектора, что, как следствие, негативно сказалось на рынке труда и привело к росту безработицы. Продолжается снижение демографических показателей, в результате которых сокращается численность населения городского округа Жигулевск.

 

1. Демография

В городском округе Жигулевск сложилась устойчивая тенденция естественной убыли населения при отрицательном сальдо миграции. До 2012 года положительное сальдо миграции компенсировало естественную убыль населения, что способствовало ежегодному увеличению численности населения. Сложившийся тип населения городского округа – регрессивный, демографически «старый». Лица старше трудоспособного возраста, проживающие в городском округе, составляют 31% (2019 год) от общего числа жителей (предельная норма – 12%).

Возрастную структуру населения городского округа Жигулевск можно охарактеризовать:

- увеличением доли населения трудоспособного возраста, которое является наиболее многочисленным, с 53,6% по оценке 2020 года до 57,6% и 58,9% по вариантам прогноза к 2023 году, что объясняется увеличением возраста граждан по выходу на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

- уменьшением удельного веса населения старше трудоспособного возраста: с 28,2% по оценке 2020 года до 22,5% по консервативному и 23% по базовому вариантам в 2023 году.

Как по консервативному, так и по базовому вариантам в 2021-2023 годах прогнозируется уменьшение численности населения городского округа Жигулевск по сравнению с численностью по оценке 2020 года. К 2023 году уменьшение составит 3,3 % по консервативному варианту и 1,2% - по базовому варианту.

В настоящее время реализуется комплекс беспрецедентных мер в рамках национального проекта «Демография», послания Президента Российской Федерации от 15.01.2020 года, направленных на поддержку семей с детьми, что в свою очередь способствует улучшению демографической ситуации. С учетом реализации мероприятий национального проекта «Демография», таких как строительство детского сада в мкр. В-10 на 240 мест со сроком реализации проекта 2021-2022 годы, а также комплекса мер по социальной поддержке семей с детьми, разработанных в соответствии с ежегодным посланием Президента РФ, прогнозируется, что процессы естественного воспроизводства по базовому варианту будут более благоприятными, чем по консервативному: в 2021-2023 годах коэффициент рождаемости предполагается на уровне 9,9-11,2 промилле (по консервативному варианту – 9,7-10,6 промилле).

В городском округе наблюдается устойчивое превышение смертности над рождаемостью: в 2019 году данное соотношение составляло 1,9 раза, в 2020 году – 1,8 раза. Несмотря на уменьшение доли граждан старше пенсионного возраста с 31% в 2019 году до 23% в 2023 году по базовому варианту прогноза, численность лиц старших возрастов растет, что ведет к росту общего коэффициента смертности с 17,6 промилле по оценке 2020 года до 18,2 промилле в прогнозируемых 2021-2023 годах по консервативному варианту и со снижением до 17,6 и 17,5 промилле по базовому варианту соответственно.

Показатели смертности на протяжении многих лет превышают показатели рождаемости. В 2019 году естественная убыль населения составила 417 человек (общий коэффициент естественной убыли -7,4 промилле). По оценке в 2020 году естественная убыль составит 452 человека (-8,2 промилле).

В 2020 году миграционная убыль по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 254 человека, составив 218 человек. Главным фактором, повлиявшим на такое резкое сокращение количества мигрантов из городского округа Жигулевск, является комплекс ограничительных мер по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Самарской области и в целом по территории Российской Федерации, действующий с марта 2020 года.

В 2021 году значение общего коэффициента естественной убыли по базовому варианту ожидается на уровне – 7,7 промилле с понижением его до – 6,3 промилле к 2023 году, при этом прогнозируется, что миграционный показатель будет меняться от -215 человек в 2021 году до -165 человек в 2023 году. По консервативному варианту общий коэффициент естественной убыли ожидается на уровне – 8,5 промилле в 2021 году с понижением до – 7,5 промилле к 2023 году и соответственно изменением миграционного прироста в прогнозные годы с – 225 человек до – 172.

Еще одним фактором, оказывающим активное влияние на демографическую ситуацию, является бракоразводный процесс, показатели которого следующие: уменьшение на 3,3% в 2019 году по сравнению с предыдущим годом числа зарегистрированных браков (в 2019 году – 354 единиц, в 2018 году – 366 единиц) при уменьшении числа зарегистрированных разводов на 31,2% (в 2019 году – 192 единицы, в 2018 году – 279 единиц). Таким образом, на 100 образовавшихся брачных пар пришлось 54 распавшихся (в 2018 году – 76 разводов).

С учетом принятых в городском округе документов стратегического планирования, а также национальных проектов, включающих реализацию эффективных мер по сохранению репродуктивного здоровья, обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях, содействия в решении жилищных проблем молодых семей и приезжих квалифицированных кадров, стабилизации ситуации на рынке труда (создание новых рабочих мест), важнейшим направлением демографической политики в городском округе Жигулевск становится увеличение средней продолжительности жизни населения и сокращение смертности.

 

2. Занятость

Прогноз развития трудовых ресурсов в городском округе Жигулевск на 2021-2023 годы планируется с учетом происходящих демографических и миграционных процессов на территории городского округа. К 2023 году численность трудовых ресурсов по сравнению с 2019 годом по базовому варианту прогноза уменьшится до 32514 человек (97,5% к уровню 2019 года), по консервативному – до 32156 человек (96,4% к уровню 2019 года), что повлечет за собой уменьшение численности занятых в экономике на 2,8% до 28412 человек, на 3,7% до 28130 человека по вариантам прогноза соответственно.

Наблюдается тенденция ежегодного увеличения численности иностранных трудовых мигрантов, которое к 2023 году может составить 700 человек по базовому и 650 человек – по консервативному варианту прогноза. В 2020 году меры по ограничению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции временно существенно уменьшили численность мигрантов, но в дальнейшем прогнозируется восстановление и рост числа трудовых мигрантов в городской округ.

Прогнозируется уменьшение среднегодовой численности учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства, для которых учеба является основным видом занятости с 1773 человек в 2021 году до 1743 человек в 2023 году по базовому варианту прогноза, и с 1720 человек до 1691 человек по консервативному варианту прогноза, что связано с уменьшением численности учащихся 9-11 классов городского округа Жигулевск, а также со стремлением выпускников получить среднее и высшее образование.

К 2023 году численность лиц трудоспособного возраста, не занятых трудовой деятельностью и учебой, снизится по сравнению с 2019 годом на 3,7% до 2359 человек по базовому варианту, и на 4,7% до 2335 человек – по консервативному. Эта группа определяется на основе изменения демографической структуры населения, а именно численности женщин фертильных возрастов, а также численности малолетних детей. В численность этой группы также включаются для обеспечения соответствия структуре отчетных балансов трудовых ресурсов численность военнослужащих, безработных.

В 2021-2023 годы прогнозируется общая тенденция к снижению численности занятых в экономике по базовому варианту и по консервативному варианту. Предполагается, что к 2023 году среднесписочная численность работников крупных, средних и малых предприятий и организаций относительно 2019 года уменьшится по базовому варианту на 2,8% и составит 28412 человек, по консервативному варианту - на 3,7%, составив 28130 человек.

 

3. Промышленность.

Прогноз развития промышленного производства на 2021-2023 годы разработан по полному кругу предприятий исходя из его структуры, ситуации в отдельных отраслях промышленности в 2020 году и планов развития крупных промышленных предприятий городского округа Жигулевск.

Прогнозируется, что в отраслевой структуре промышленного производства не произойдет существенных изменений. Ситуацию в промышленном секторе, по-прежнему, будут определять такие отрасли как электроэнергетика, производство лекарственных средств и электрооборудования.

В среднесрочной перспективе промышленное производство имеет тенденцию к росту, что обусловлено реализацией имеющегося значительного потенциала обрабатывающих производств. В 2021 году индекс промышленного производства в зависимости от варианта прогноза ожидается на уровне 103,1% и 106,6%, в 2022 году – 102,7% и 104%, в 2023 году – 102,8% и 103%.

Существенное влияние окажут объемы отгруженной продукции, работ и услуг собственными силами по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха». В целом по отрасли в прогнозируемом периоде индекс промышленного производства ожидается на уровне 100,8% с ростом до 103,2% по базовому варианту прогноза и 97,2% до 102,8% по консервативному с учетом показателей крупнейшего ее представителя – филиала ПАО «РусГидро» – «Жигулевская ГЭС». Прогнозные показатели выработки устанавливаются по среднемноголетнему значению в размере 10 409 млн. кВт.ч., что отражает консервативный вариант прогноза, и уточняются исходя из гидрологической обстановки на текущий период в начале года.

По виду деятельности «Добыча прочих полезных ископаемых» прогноз по базовому варианту до 2023 года исходит из продолжения положительной динамики производства щебня ЗАО «Жигулевские строительные материалы» в планируемый период, по консервативному – ее отсутствия. У других предприятий данной отрасли существенных изменений не предвидится. Продукция ЗАО «Жигулевское карьероуправление» реализуется исключительно в Самарской области, наибольшим спросом пользуется в весенне-осенний период. Отсутствие новых месторождений определяет объемы производства щебня в прогнозируемом периоде на уровне 500 тыс.м3 ежегодно, объем отгруженной продукции – порядка 350 млн. рублей с возможным ростом на 2,9%. Отгрузка готовой продукции АО «Жигулевский известковый завод» прогнозируется на уровне 2019 года. Невозможность расширения горного отвода является сдерживающим фактором развития производства. Индекс промышленного производства к 2023 году составит 102,5%.

В прогнозируемом периоде ожидается положительная динамика обрабатывающих производств. Индекс промышленного производства к 2023 году составит 102,9% и 102,8% по вариантам прогноза соответственно с наибольшим ростом в 2021 году. Возрастет выпуск аккумуляторов – на 12,8%, медицинских препаратов и кондитерских изделий – в 1,3 раза, который обеспечат яркие представители обрабатывающего сектора промышленности городского округа Жигулевск: АО «АКОМ», ООО «Озон» и ООО «Услада».

АО «АКОМ», технологический и индустриальный лидер российского производства АКБ, ежегодно расширяет модельный ряд и выпуск новых видов продукции. Общая доля поставок АО «АКОМ» на автозаводы РФ превышает 50%, доля экспорта АКБ в объеме промышленной продукции – 20,1%. Приоритетными задачами предприятия на планируемый период являются: увеличение объемов выпуска до 3,2 млн. АКБ в год, повышение производительности труда в рамках национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости», увеличение экспорта в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт» и развитие экспортных поставок на ОЕМ, автоматизации производственных, технологических, и логистических процессов.

ООО «Озон» – одно из ведущих предприятий отечественного фармацевтического рынка по производству генериков – аналогов патентованных готовых лекарственных средств (ГЛС). В прогнозируемом периоде развивающееся направление деятельности компании – экспорт готовой продукции в страны дальнего зарубежья. Продукция компании успешно реализуется в странах СНГ, а в 2020 году производственная площадка ООО «Озон» прошла экспертизу и инспектирование, получив подтверждение соответствия стандартам надлежащей производственной практики (GMP) в Королевстве Камбоджа, Йемене и Объединенных Арабских Эмиратах. ООО «Озон» является первой российской фармацевтической компанией, которая зарегистрирована непосредственно в Минздраве ОАЭ.

Производство пищевых продуктов развивается стабильно. Реализованный инвестиционный проект ООО «Услада» по расширению производства позволил обновить ассортимент выпускаемой продукции и увеличить долю продаж фасованных изделий. Вхождение в крупные торговые сети РЦ «Тандер», «Евроторг Беларусь», «Metro», X5 Retail Group позволит предприятию в прогнозируемом периоде увеличить объемы отгруженной продукции до 10% ежегодно, долю экспорта до 50% (на 18 п.п.). До конца 2023 года ожидается рост производства мучнистых и сахаристых изделий в 1,5 раза, отгруженных товаров до 60%.

В 2019 году завод по производству алюминиевого профиля «Энерготехмаш» перешел под управление AKRON HOLDING. Для расширения номенклатуры выпускаемой продукции и обновления технологического оборудования Холдингом реализуются мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия. На базе завода планируется создание совместного предприятия с турецкой компанией «Коч Метиз», которое будет выпускать метизы и алюминиевую фурнитуру. К 2023 году планируемый рост отгрузки товаров собственного производства составит 109,2% – по консервативному варианту прогноза, 127% – по базовому варианту.

Отгрузка по виду деятельности «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» снижена на 0,3% (0,2 млн. рублей) за счет уменьшения объемов основного предприятия – ООО «СамРЭК-Эксплуатация». В целом по отрасли индекс промышленного производства ожидается на уровне 104,4% по базовому варианту прогноза и 103,2% по консервативному.

 

4. Инвестиции

В прогнозируемом периоде планируется направление инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в объеме 6 903,7 млн. рублей по консервативному варианту прогноза и 7 685,7 млн. рублей по базовому варианту.

Определяющая роль в инвестиционной деятельности городского округа Жигулевск по-прежнему принадлежит филиалу ПАО «РусГидро» – «Жигулевская ГЭС». В соответствии с инвестиционной программой ПАО «РусГидро» в 2021-2022 годах объем инвестиций увеличится и составит: в 2021 году – 163,5% по отношению к 2020 году, в 2022 – 116,5% по отношению к 2021. В 2023 году планируется снижение инвестиций в основной капитал до 46,1% к 2022 году.

ООО «Газпром газораспределение Самара» в прогнозируемом периоде запланировано к реализации 4 инвестиционных проекта по строительству распределительных газопроводов общей протяженностью 2,81 км; 16 проектов по техническому перевооружению сетей; 2 – по реконструкции газопровода с истекшим сроком эксплуатации (более 40 лет) протяженностью 25,8 км. за счет вложения собственных средств, а также средств, полученных от специальной надбавки к тарифам. Общий объем инвестиций по проектам 462,5 млн. рублей.

На АО «АКОМ» при поддержке ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (далее – Фонд развития промышленности) и Минпромторга РФ реализуются следующие инвестиционные проекты:

- «Произдство стартерных аккумуляторов: разработка, освоение нового стационарно-тягового аккумулятора с целью увеличения объемов производства и импортозамещения на рынках АКБ в различных областях техники», цель которого - создание производства импортозамещающей продукции на рынках тяговых и резервных источников питания на основе инновационных разработок аккумуляторных батарей высокой циклической стойкости тока. Стоимость проекта 1660 млн. рублей, из которых 819,8 млн. рублей – собственные средства, 500 млн. рублей – заемные средства, предоставленные Фондом развития промышленности, 340,2 млн. рублей – кредитные средства ПАО «Сбербанк». Срок реализации 2016-2023 гг. С начала реализации проекта освоено 1360,6 млн. рублей (82%).

- «Повышение производительности труда АО «АКОМ», направленный на повышение конкурентоспособности предприятия за счет внедрения лучших практик и методик повышения производительности труда и расширение присутствия на российском и зарубежном рынках с достижением статуса Глобальной компании. Период реализации проекта – 2019-2024 годы. Общий объем инвестиций – 410,0 млн. рублей, из которых 110,0 млн. рублей – кредитные средства ПАО «Сбербанк»», 300 млн. рублей – льготный заем Фонда развития промышленности. Количество новых высокопроизводительных рабочих мест – 20 единиц.

На создание совместного предприятия с турецкой компанией «Коч Метиз», которое будет выпускать метизы и алюминиевую фурнитуру на базе ООО «Энерготехмаш» планируется направить 770 млн. рублей. Срок реализации – 2 года. На производстве планируется занять 100-120 человек.

Базовый вариант прогноза инвестиций в основной капитал на 2021 год сформирован с учетом возобновления работ по проекту «Перевод линии по производству серого цемента ЗАО «Жигулевские стройматериалы» на производство белого цемента», консервативный вариант – с учетом остановки проекта.

В прогнозном периоде ожидается рост бюджетных инвестиций по всем вариантам прогноза, что связано с планируемым строительством и реконструкцией объектов коммунальной и социальной инфраструктуры: детского сада в мкр. В-10 на 240 мест, канализационных очистных сооружений городского округа Жигулевск, сел Богатырь и Солнечная Поляна, коммунальной инфраструктуры и внутриквартальной дороги в микрорайоне В-2.

Положительный эффект на приток инвестиций и в целом на экономику городского округа окажет создание туристско-рекреационного кластера на территории городского округа Жигулевск (далее – ТРК), что позволит привлечь средства федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости. В настоящее время ведется разработка концепции создания и развития ТРК на территории городского округа Жигулевск, а также комплексного инвестиционного проекта ТРК, которым запланирована реализация 4 якорных проекта, способствующим достижению главной стратегической цели социально-экономического развития городского округа Жигулевск – «визитная карточка туризма и гостеприимства Самарской области»: туристического потенциала села Ширяево, всесезонного горно-туристического комплекса на горе Отважная, туристической культурно развлекательной зоны всесезонного пользования – Фестивальный парк, пешеходной туристической зоны в исторической части города Жигулевска.

                                                                                                                                                                    

5. Оборот розничной торговли

В прогнозном периоде по базовому варианту предусматривается стабилизация экономики и восстановление потребительского спроса и одновременное сохранение склонности к сбережению, а также достаточно сдержанный рост доходов населения. 

В 2021 году по сравнению с предыдущим годом оборот розничной торговли может увеличиться на 6,2% в сопоставимых ценах и составить 4242461 тыс. рублей. В 2022 году относительно 2021 года оборот розничной торговли в физическом объеме увеличится на 6,9% и составит 4535746 тыс. рублей. В 2023 году относительно 2022 года оборот розничной торговли в физическом объеме увеличится на 7,1 % и составит 4858691 тыс. рублей.

По консервативному варианту прогноза индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) в 2021 году сложится на уровне 103,5% с последующим его увеличением до 104,0% в 2022 году и удержанием на уровне 104,0% в 2023 году. Невысокий уровень доходов населения в 2021 году скажется на снижении потребительской активности населения – возможно увеличение оборота розничной торговли на 5,3%. В 2022 году возобновится положительная динамика оборота розничной торговли рост до 6,0% по сравнению с предыдущим годом. В 2023 году оборот розничной торговли может вырасти до 4746227 тыс. рублей, увеличение до 106,4%.

В среднесрочной перспективе в целях развития торговой деятельности на территории городского округа продолжится:

- работа по равномерному распределению и обеспечению населения площадью торговых объектов на территории городского округа в рамках реализации муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства и торговли в городском округе Жигулевск» на 2014-2022 годы;

- работа по развитию ярмарочной торговли и расширению каналов сбыта продовольственной и сельскохозяйственной продукции на территории городского округа Жигулевск;

- работа по упорядочению и расширению нестационарной торговли в городском округе Жигулевск согласно действующему законодательству.

 

6. Развитие социальной сферы

Систему образования городского округа Жигулевск представляют 10 государственных бюджетных образовательных учреждений в составе 10 общеобразовательных школ, 11 детских садов и 2-х учреждений дополнительного образования. Кроме того, действуют 2 школы-интерната и государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Жигулевский государственный колледж».

По оценке 2020 года численность детей в возрасте от 1 до 6 лет снизится на 1,1% до 3803 человек. Ввиду прогнозируемого увеличения рождаемости снижение численности детей данной возрастной группы к 2023 году замедлится и составит 3664 человек по консервативному варианту прогноза и до 3701 человек по базовому.  Численность детей в возрасте от 7 до 17 лет снизится на 1,1% до 6465 человек, с последующим уменьшением в прогнозируемый период до 6229-6292 человек по консервативному и базовому вариантам прогноза. Общая численность детей в детских садах в 2019 году увеличится к 2023 году до 2978 человек по консервативному варианту и до 3 008 человек по базовому варианту прогноза.

Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями повысится на 12,9% до 921 места на 1000 детей за счет строительства детского сада на 240 мест в мкр. В-10, а также в результате иных проводимых мер по поддержке демографической ситуации в стране. За счет реконструкции в 2013-2014 годах 2 корпуса СПДС «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10 и открытия новых групп в данном подразделении, а также дополнительных групп в других детских садах городского округа («Жемчужинка», «Солнышко», «Красная Шапочка», «Иволга») очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет по актуальному спросу отсутствует.

Планируется повышение доли детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы, в общей численности детей данной возрастной группы до 76% (на 7,5%). В 2019 году произошло снижение на 13,6 п.п. до 70,7%.

С 2011 года в рамках областной целевой программы «Восстановление эксплуатационных показателей зданий образовательных учреждений Самарской области» капитально отремонтированы здания ГБОУ СОШ №1, ГБОУ СОШ №2, ГБОУ СОШ №3, ГБОУ СОШ №6, ГБОУ СОШ №7, ГБОУ СОШ №8, ГБОУ СОШ №10, ГБОУ СОШ №13, ГБОУ СОШ №14 (завершен первый этап), ГБОУ СО многопрофильный лицей №16. Требуется капитальный ремонт ГБОУ СОШ №7 (корпус № 3), ГБОУ СОШ №9.

Здравоохранение городского округа Жигулевск представлено государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» (далее – ГБУЗ СО «ЖЦГБ»). В состав больницы входят отделения стационаров различного профиля, 6 поликлиник (4 поликлиники по оказанию помощи взрослому населению, детская и стоматологическая поликлиники) и отделение скорой медицинской помощи, которое в 2019 году в целях оптимизации структуры ГБУЗ СО «ЖЦГБ» переведено в состав ГБУЗ СО «Тольяттинская станция скорой медицинской помощи». Подразделения ГБУЗ Самарской области «Жигулевская центральная городская больница» размещены в самом городе Жигулевске, в мкр. Яблоневый Овраг и селе Зольное.

Острой проблемой городского округа Жигулевск остается недостаточное количество врачей и среднего медицинского персонала, обеспеченность ими в 2019 году на 14,6 п.п и 24,7 п.п. ниже, чем в среднем по Самарской области. По-прежнему сохраняется дефицит кадров по таким специальностям, как: участковый терапевт, участковые педиатр, инфекционист, эндокринолог, онколог, офтальмолог.

В целях решения вопроса дефицита медицинских работников ГБУЗ СО «ЖЦГБ» со стороны городского округа реализуется муниципальная программа «Медицинские кадры», в рамках которой осуществляется выплата компенсаций расходов по договору найма жилого помещения (7 медицинским работникам) и повышение квалификации (4 медицинских работника). По итогам реализации мероприятий ГБУЗ СО «ЖЦГБ» по привлечению в городской округ Жигулевск медицинских кадров: 2 человека направлены на целевое обучение в ЧУО ОВО «Медицинский университет «Реавиз» по специальности «Лечебное дело» с последующим трудоустройством в ГБУЗ СО «ЖЦГБ»; в рамках программы «Земский доктор» принят 1 врач-педиатр участковый в с. Зольное; 5 специалистов прошли профессиональную переподготовку врачей и среднего медицинского персонала по наиболее востребованным специальностям.

С апреля 2020 года в с. Солнечная Поляна введена в действие врачебная амбулатория, средства областного бюджета составили 7694,32 тыс. рублей, где ведут прием врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый и предусмотрен дневной стационар. За 2019 год в ГБУЗ СО «ЖЦГБ» проведены работы: по созданию «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в детской поликлинике и поликлинике № 1, освоено 3907,32 тыс. рублей; капитальный ремонт здания сестринского ухода и хосписа в районе Яблоневый Овраг. Остается необходимым проведение работ по сносу ветхой части здания отделения сестринского ухода в мкр. Яблоневый Овраг.

Муниципальная сеть учреждений культуры представлена 27 учреждениями культуры: 7 клубного типа; 4 учреждения дополнительного образования; Жигулевская централизованная библиотечная система, которая включает 10 структурных подразделений: центральную библиотеку, центральную детскую библиотеку, 8 филиалов; историко-краеведческий музей «Самарская Лука» c филиалами: выставочный центр «Народная галерея», музей-театр «Жигулевская сказка» (с. Зольное), галерея детского творчества «Сказочный город»; городской парк культуры и отдыха, ГПКиО – 1.

Показатели развития социальной сферы в области культуры по оценке 2020 года и на прогнозные 2021-2023 годы: обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа сохранится на уровне 1,26 учреждений на 10 тыс. населения, уровень обеспеченности общедоступными библиотеками сохранится на уровне 1,8 учреждений на 10 тыс. населения. Вследствие введения комплексных мер по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации в 2020 году произошло временное снижение количества посещений социокультурных мероприятий на территории городского округа Жигулевск. В дальнейшем прогнозируется восстановление и рост данного показателя к 2023 году.

Учреждения культуры городского округа Жигулевск расположены в 10 типовых зданиях и 5 приспособленных помещениях. Главной проблемой в отрасли культуры остается состояние материально-технической базы учреждений. Требуется капитальный ремонт 3-х зданий МБУК «Многофункциональный культурный центр» в мкр. Яблоневый Овраг, мкр. Александровское Поле и по ул. Вокзальной, а также ремонта фасада МБУК «Жигулевский дворец культуры». В течение последних лет общественностью города поднимается вопрос о строительстве нового здания для центральной библиотеки. Необходимо помещение для культурно-досугового центра в развивающемся микрорайоне В-3.

В 2020 году в рамках Национального проекта «Культура» планируется приобретение музыкальных инструментов, оборудования и методической литературы для МБУ ДО ШИ № 1 с финансированием 5,7 млн. рублей. Театральному коллективу «Апельсин» и хореографическому ансамблю «Элегия» МБУК «Многофункциональный культурный центр» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив».

Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2019 году составила 42,1%, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 4,3 п.п. за счет организационной деятельности, направленной на привлечение населения к занятиям физкультурой и спортом в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городском округе Жигулевск, а также в результате положительной динамики работы по внедрению комплекса ГТО. Проведен 28 экологический марафон «Самарская Лука», в котором принял участие более 1000 человек из 50 населенных пунктов 7 стран Мира.

В городском округе Жигулевск официально представлено около 30 видов спорта. На базе стадиона «Кристалл» и спорткомплекса «Атлант» осуществляют деятельность группы здоровья для лиц старшего возраста, клубы любителей настольного тенниса, бега и скандинавской ходьбы. Стадион «Кристалл» имеет в своем составе два футбольных поля и трибуны на 1 565 мест, легкоатлетические сектора и дорожки, баскетбольную площадку, теннисный корт и используется для организации соревнований по легкой атлетике и футболу, учебно-тренировочных занятий, проведения массовых физкультурных мероприятий, а также является муниципальным Центром тестирования комплекса ГТО.

На территории городского округа Жигулевск находится 71 спортивное сооружение: 26 спортивных залов, из них 23 в образовательных учреждениях; 2 стадиона; 31 плоскостное спортивное сооружение; 2 бассейна; 5 других приспособленных спортивных сооружения; 5 объектов городской и рекреационной инфраструктуры, из них 4 универсальных игровых площадок и 1 площадка с тренажерами.

Наиболее актуальной проблемой развития отрасли остается низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями, составляющий 33,9 % от нормативной потребности. Наиболее остро ощущается нехватка крытых универсальных спортивных залов, отвечающих современным требованиям, а также специализированных залов для единоборств: только 1 спортивный зал имеет размер 30*18 м и используется для проведения официальных спортивных соревнований по наиболее массовым игровым видам спорта и по различным видам единоборств. В связи с введением в образовательный план учебных заведений третьего урока физкультуры значительно увеличилась нагрузка на спортивную инфраструктуру школ. Из 10 школ только 3 имеют более 1 спортивного зала. Школы с большим количеством учащихся используют актовые залы и другие приспособленные помещения, что отражается на качестве физической подготовки учащихся.

В 2020-2021 годах планируется осуществить устройство универсальной спортивной площадки с полимерным резиновым покрытием на территории стадиона «Труд» в мкр. Яблоневый Овраг, а также устройство и оснащение площадки для подготовки к выполнению норм ГТО в мкр. В-1.

За счет средств местного бюджета ведется разработка проектно-сметной документации на реконструкцию стадиона «Труд» в мкр. Яблоневый Овраг, предусматривающий реконструкцию спортивного ядра и строительство малозатратного физкультурно-спортивного комплекса.  В дальнейшей перспективе приоритетными проектами являются: устройство спортивной площадки 39*19м с полимерным резиновым покрытием в мкр. Моркваши г. Жигулевск; строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в мкр. В-10 г. Жигулевск.

В городском округе Жигулевск зарегистрировано 69 социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО), из них: 2 молодежных, 3 ветеранских, 3 казачьих общества, 10 образовательных, 11 спортивных, 4 творческой и культурной направленности, 3 общества инвалидов, 10 религиозных, 7 фондов, 6 профсоюзных, 5 партнерства и 4 общественных организаций, 1 адвокатская организация, которым со стороны городского округа оказываются следующие формы поддержки: финансовая; консультационная поддержка по вопросам организации деятельности; поддержка в области повышения квалификации работников, методическая и организационная.

В 2019 году субсидии из бюджета на реализацию различных проектов получили 10 некоммерческих организаций на общую сумму 1305,5 тыс. рублей, при этом, непосредственными участниками мероприятий, проведенных СОНКО, стали 6710 человек, благополучателями – 10834 человека. По сравнению с предыдущим годом на 3 возросло количество НКО, получившим поддержку, при этом в 4,3 раза снизился объем субсидии и увеличилось на 2,3% количество участников мероприятий и 1% благополучателей. Следует отметить, что из 10 СОНКО, получивших субсидию из местного бюджета в 2019 году, 6 получили субсидию в рамках Программы на общую сумму 860,5 тыс. рублей. В 2020 году на эти же цели предусмотрено 4194 тыс. рублей, и в том числе 300 тыс. рублей на финансирование Программы поддержки СОНКО.

За 2019 год 11 СОНКО, 8 муниципальных учреждений и 6 инициативных групп приняли участие в конкурсах социальных проектов различной тематики. Всего подано 47 проектов. 7 организаций получили финансовую поддержку в конкурсах грантах на общую сумму 3897,9 тыс. рублей.

В качестве добровольцев в 2019 году НКО привлекли более 400 человек и провели 212 значимых мероприятий. Некоммерческие организации представляют интересы различных групп общества, формируют общественное мнение, что способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции.

 

7. Уровень жизни населения

Постепенный рост среднемесячной заработной платы сформировался в устойчивую тенденцию. В 2019 году среднемесячная заработная плата, начисленная работникам крупных и средних предприятий и организаций городского округа Жигулевск, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составила 34045 рублей, что выше уровня 2018 года на 7,5% в номинальном исчислении. Реальный рост заработной платы с учетом сложившейся инфляции в отчетном периоде составил 3,5%. 

По оценке в 2020 году номинальная величина заработной платы составит 34584,7 рублей.

При расчете величины среднемесячной номинальной заработной платы на прогнозируемый период 2021-2023 годов учитывались: её динамика, изменения условий оплаты труда, планируемые темпы повышения заработной платы работников бюджетной сферы, сложившаяся социально-экономическая ситуация предприятий и организаций городского округа Жигулевск.

В прогнозном периоде заработная плата будет расти: по консервативному варианту прогноза в 2023 году относительно 2020 года заработная плата в номинальном исчислении может увеличиться на 18% и составить 40803 рублей, по базовому варианту – на 22,3% до 42287,4 рублей, в реальном исчисление рост составит 113,4% и 117,6% соответственно.

 

8. Сводный финансовый баланс

Показатели сводного финансового баланса по территории городского округа Жигулевск сформированы в соответствии с методическими рекомендациями к разработке прогноза сводного финансового баланса, использовались данные финансовых и налоговых органов, органов государственной статистики, государственных внебюджетных фондов, отчетные и плановые показатели ряда крупных предприятий муниципального образования.

В 2021 году по базовому варианту прибыль прибыльных организаций по полному кругу прогнозируется в размере 6362735 тыс. рублей, что на 7,2% выше уровня 2019 года, по консервативному – в размере 6140039 тыс. рублей, что на 13,5% выше уровня 2019 года. В 2022-2023 годах прогнозируется рост прибыли по всем видам экономической деятельности по базовому варианту на 16,2% и 12,2%, по консервативному – на 11,8% и 8,9% соответственно. На формирование прибыли окажут влияние изменение темпов роста объемов производства и цен производителей, тарифов на услуги и энергоресурсы, фонда оплаты труда.

Сумма амортизационных отчислений в 2019 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 2,8%. Значительную часть (90%) общей суммы амортизационных отчислений составили средства филиала ПАО «РусГидро» – «Жигулевская ГЭС». Данное обстоятельство является определяющим при оценке и прогнозировании величины амортизации. В 2021 году рост амортизационных отчислений по сравнению с 2019 годом может составить 7,4%, в 2022 году – 11,7%, в 2023 году – 16,2% по обоим вариантам прогноза.

В 2019 году налоговые доходы, поступившие в бюджетную систему Российской Федерации с территории городского округа Жигулевск, составили 2489326 тыс. рублей со снижением к 2018 году на 13,5%. Выросло поступление: налога на совокупный доход – на 21%, налога на имущество физических лиц – на 18% за счет разовых операций (поступлений, возвратов), а также погашений задолженности за 2018 год, земельного налога – на 11,3%, прочих налоговых доходов – на 11,1%, в том числе транспортного налога – на 7,7%, налога на доходы физических лиц – на 14,3%. Одним из факторов повлиявшим на данный результат стала работа межведомственной комиссии по увеличению поступления денежных средств в доход бюджета городского округа Жигулевск. На заседания комиссии приглашались представители 95 организаций и индивидуальных предпринимателей городского округа Жигулевск, по вопросу выплаты заработной платы работникам, ниже минимального размера оплаты труда, утвержденного на территории Самарской области. По итогам года 27 организаций увеличили заработную плату работникам, поступления по налогу на доходы физических лиц в местный бюджет увеличились на 26,5 млн. рублей или 15%.

В отчетном году наблюдалось уменьшение поступлений налога на имущество организаций – на 19,1%; госпошлины – на 2,8%; акцизов – на 12,6%; налога на добавленную стоимость – на 39,6% по причине оформления ООО «Газпром газораспределение Самара» права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость в связи с приобретением газопровода в собственность предприятия в размере 300000 тыс. рублей.

По оценке в 2020 году в бюджеты всех уровней с территории городского округа Жигулевск ожидается поступление налоговых доходов темпами, соответствующими 98% к уровню 2019 года. Планируется, что величина земельного налога останется на уровне предыдущего года. Ожидается рост прочих налоговых доходов – на 1,7%; акцизов – на 1,5%. Предполагается снижение поступления налога на доходы физических лиц – на 0,9%; налога на добавленную стоимость – на 13,4%.

В прогнозируемом периоде 2021-2023 годов планируется незначительное снижение налоговых доходов в 2021 году по сравнению с фактическим уровнем 2019 года на 0,2% по базовому варианту прогноза и на 0,7% по консервативному варианту, но уже к 2022-2023 годам рост налоговых доходов по отношению к отчетному 2019 году по базовому варианту может составить 3,6%-8,8%, по консервативному варианту – 2,5%-7,1%.

Неналоговые доходы по сравнению с 2018 годом повысились на 44,5% (37825 тыс. рублей) за счет увеличения поступлений по доходам, получаемым в виде арендной платы за землю (на 24 754,5 тыс. рублей); доходам от оказания платных услуг (на 945,6 тыс. рублей); доходам от реализации иного имущества (на 6361,2 тыс. рублей); штрафам, санкциям, возмещению ущерба (на 5151,9 тыс. рублей); прочим неналоговым доходам (на 108,5 тыс. рублей).

По оценке 2020 года предусматривается уменьшение неналоговых доходов на 31% вследствие уменьшения поступлений: доходов, получаемых в виде арендной платы либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества – на 23%; доходов от продажи материальных и нематериальных активов – на 22,1%, также прогнозируется снижение суммы штрафов, санкций, возмещения ущерба в связи с тем, что на 2020 год не планируются поступления от нарушения правил дорожного движения в части нарушения правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в связи с отсутствием пункта весового контроля.

В прогнозируемом периоде 2021-2023 годов ожидается снижение поступлений по неналоговым доходам по сравнению с фактическим уровнем 2019 года: в 2021 году – на 63,5%, в 2022 году – на 69,7%, в 2023 году – на 69,9% по обоим вариантам прогноза.

Общий объем финансовых ресурсов, сформированных на территории городского округа Жигулевск за счет всех источников, в 2019 году уменьшился по сравнению с соответствующим показателем прошлого года на 0,6%. По оценке 2020 года финансовые ресурсы, формирующиеся на территории городского округа Жигулевск, возрастут по сравнению с 2019 годом на 1,6%, к концу прогнозируемого периода по отношению к оценочному 2020 году – на 9%, достигнув 15753474 тыс. рублей по базовому варианту прогноза, по консервативному варианту возрастут на 7,3%, достигнув 15516913 тыс. рублей.

За отчетный 2019 год расходная часть бюджета исполнена в сумме 1254319 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений 720977 тыс. рублей, что составляет 92,2% к годовому плану в сумме 1361149 тыс. рублей. В целом бюджет исполнен с профицитом в сумме 8621 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета городского округа Жигулевск занимают расходы на: жилищно-коммунальное хозяйство – 30,8% или 386584 тыс. рублей, социально-культурные мероприятия – 26,3% или 329737 тыс. рублей, общегосударственные вопросы – 16,3% или 204885 тыс. рублей, охрану окружающей среды – 20,8% или 260474 тыс. рублей, национальную экономику – 10,8% или 134983 тыс. рублей, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 15,6% или 195445 тыс. рублей.

В 2019 году в городском округе Жигулевск действовали 27 муниципальных программ, общий объем финансирования по которым предусмотрен в объеме 904 864,0 тыс. рублей, исполнение – 811014,0 тыс. рублей (90% к плану). Доля расходов, финансируемых в рамках муниципальных программ, к общему объему расходов по итогам исполнения за 2019 год составила 65%.

По оценке в 2020 году прогнозируется дефицит бюджета в размере 80447 тыс. рублей.

В прогнозном периоде 2021-2023 годов бюджет городского округа Жигулевск также определен с отрицательным сальдо: в 2021 году – 208602 тыс. рублей и 275737 тыс. рублей, в 2022 году – 189771 тыс. рублей и 279216 тыс. рублей, в 2023 году – 36220 тыс. рублей и 112946 тыс. рублей по базовому и консервативному вариантам соответственно.

Бюджетная политика городского округа Жигулевск в прогнозном периоде будет направлена на исполнение принятых социальных обязательств и дальнейшее усиление экономности и эффективности расходования бюджетных средств, привлечения средств вышестоящих бюджетов на финансирование расходов на строительство и реконструкцию объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, а также благоустройство территории в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

 

9. Транспорт и связь

Объем услуг предприятий транспорта складывается из объема услуг, направленных на удовлетворение потребностей отраслей экономики и объема транспортных услуг, оказываемых населению.

Увеличение объема услуг предприятий транспорта по оценке 2020 года к отчетному 2019 году сложилось за счет повышения стоимости проезда с 09.01.2020 с 24 рублей до 25 рублей за одну поездку при безналичной оплате и до 26 рублей при наличном способе оплаты. В прогнозируемом периоде объем услуг предприятий транспорта городского округа Жигулевск будет уменьшаться в связи с прогнозируемым снижением количества пассажиров, перевезенных транспортом общего пользования. Снижение к 2023 году относительно 2020 года составит 3,8% – по базовому варианту прогноза, 7% - по консервативному варианту.

Доля транспортных услуг населению в общем объеме услуг предприятий транспорта определяется объемом пассажирских перевозок, которая по итогам 2019 года составила 99,7%. В прогнозном периоде данный показатель возрастет до 99,8%.

На территории Жигулевска по маршрутам регулярных автобусных перевозок работают ООО «Жигулевское автотранспортное предприятие» и ООО «Жигулевское автотранспортное хозяйство», которые оказывают услуги по перевозке пассажиров на 10 маршрутах. Интервал движения автобусов составляет от 6 до 15 минут, действует социальная карта жителя Самарской области. На маршрутах эксплуатируются 53 автобуса, оборудованных системой ГЛОНАСС марок ПАЗ-32053, ПАЗ-32054, ПАЗ-320402-05 новой модификации. В 2019 году в целях повышения безопасности дорожного движения, качества обслуживания пассажиров приобретено 6 новых автобусов.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории городского округа составляет 183,95 км, в т.ч.: федеральная трасса М-5 протяженностью 11,6 км, дорога регионального значения – 51,77 км, соединяющая села городского округа Жигулевск, а также дороги местного значения – 120,58 км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 649,6 км на 1000 км2.

Сокращение доли протяженности автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, прогнозируется в основном за счет реализации мероприятий государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы)». В 2020 году в городском округе Жигулевск планируется выполнить ремонт дорог местного значения протяженностью 6,547 км на сумму 77,9 млн. рублей, из них 72,8 млн. рублей – бюджетные ассигнования дорожного фонда и 5,1 млн. рублей – средства местного бюджета

В рамках муниципальных программ «Модернизация и развитие улично-дорожной сети, внутриквартальных дорог и остановок общественного транспорта на территории городского округа Жигулевск» на 2018-2022 годы и «Формирование комфортной городской среды на территории городского округа Жигулевск на 2018-2022 годы» в 2020 году планируется ремонт дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам на сумму 12,84 млн. рублей, из них 12 млн. рублей – средства дорожного фонда, 0,84 млн. рублей – средства местного бюджета.

В прогнозируемом периоде 2021-2023 гг. по базовому варианту прогноза планируется отремонтировать 12 км дорог общего пользования местного значения, по консервативному варианту – 6 км. Перечень объектов будет сформирован при утверждении объемов финансирования работ.

С селами городского округа Жигулевск Зольное, Солнечная Поляна, Богатырь, Ширяево действует водное сообщение с Самарой и Тольятти.

В городском округе Жигулевск операторами, оказывающими услуги телефонной стационарной связи, являются Самарский филиал ПАО «Ростелеком», ООО «ИнфоЛада» и ООО «Телесистемы».

Мобильная связь на территории округа предоставляется операторами: «МегаФон» (в том числе оператор «Yota»), «МТС», «Билайн», «Tele2». Все населенные пункты, находящиеся на территории городского округа, телефонизированы, действует 13 таксофонов ПАО «Ростелеком».

Самарский филиал ПАО «Ростелеком» широкий спектр услуг связи: услуги местной, междугородней и международной связи, передачи данных и доступа в Интернет, интерактивного ТВ, услуги телефонной связи с использованием таксофонов.

Услуги почтовой связи предоставляются жигулевским подразделением Тольяттинского почтамта, на территории городского округа Жигулевск оказывают услуги 10 отделений почтовой связи.

ООО «Телеантенны» предоставляет услуги по пользованию телевизионными антеннами коллективного пользования. В числе транслируемых ООО «Телеантенны» каналов осуществляет деятельность канал «ФТВ – Жигулевск». Услугами кабельного телевидения могут воспользоваться жители всех районов города. Подключение абонентов к сети Интернет осуществляют ПАО «Ростелеком», ООО «Инфолада», ООО «Жигулевские кабельные сети» и операторы сотовой связи.

Вследствие активного развития услуг мобильной сотовой связи в прогнозируемом периоде ожидается существенное ослабление интереса у населения к услугам телефонной стационарной связи, что приведет к оттоку клиентов по услуге предоставления местной проводной телефонии. При этом планируется рост услуг в сегментах широкополосного доступа в интернет и платного ТВ, а также услуг присоединения и пропуска международного трафика.

В том числе в прогнозируемом периоде в рамках государственной программы Самарской области «Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020-2025 гг.» планируется строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в селах побережья городского округа Жигулевск: Бахилова Поляна, Богатырь, Зольное, Солнечная Поляна, Ширяево, что будет способствовать увеличению числа абонентов.

С июня 2019 года Самарская область перешла полностью на цифровое вещание. Во всех населенных пунктах городского округа Жигулевск осуществляется вещание первого и второго мультиплекса (пакет цифровых телеканалов РТРС-1 и РТРС-2).

 

10. Охрана окружающей среды

На окружающую среду городского округа Жигулевск негативное воздействие оказывают промышленные предприятия городского округа, предприятия городского округа Тольятти, дорога федерального значения М5.

В 2020 году ожидаемый объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, снизится и составит 73,12 млн. рублей, что связано с завершением в 2020 году работ в рамках национального проекта «Экология», региональной составляющей федерального проекта «Оздоровление Волги», государственной программы Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области» на 2014-2020 годы, муниципальной программы «Развитие систем водоснабжения, водоочистки и водоотведения городского округа Жигулевск» на 2014-2021 годы по проектированию и реконструкции канализационных очистных сооружений городского округа Жигулевск и села Богатырь. В плановом периоде предполагается проектирование и реконструкция канализационных очистных сооружений городского округа Жигулевск, сел Солнечная Поляна и Богатырь городского округа Жигулевск общей сметной стоимостью 297722,53 тыс. рублей.

В прогнозном периоде ожидается рост инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет бюджетных источников финансирования и составит 780,4 млн. рублей по базовому варианту прогноза, 748,5 млн. рублей – по консервативному варианту. Значительный рост инвестиций прогнозируется в связи с: планируемой модернизацией коммунальной инфраструктуры (реконструкция котельных №№ 10, 20, 25 города Жигулевск). Объем инвестиций 425,7 млн. рублей, срок реализации 2020-2023 гг., а также реконструкцией канализационных очистных сооружений села Солнечная Поляна городского округа Жигулевск. Объем инвестиций 53,74 млн. рублей, срок реализации – 2021 год.

На улучшение экологической ситуации на территории городского округа, создание комфортных условий проживания и отдыха жителей города, организацию и развитие экологического воспитания и формирования экологической культуры направлена реализация муниципальных программ: «Благоустройство городского округа Жигулевск» на 2018-2022 годы, «Охрана окружающей среды городского округа Жигулевск» на 2019-2023 годы, в рамках которых осуществляется  ликвидация несанкционированного мусора, выгрузка контейнеров для сбора ртутьсодержащих ламп, оборудование мест сбора и удаления отходов, санитарная очистка территории городского округа, проводятся маршрутные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории городского округа.

По всем вариантам прогноза ожидается снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (предприятиями): по консервативному варианту в 2023 году по отношению к 2020 году – на 1,8%, по базовому варианту – на 6,4%. Снижению объема выбросов будет способствовать реализация природоохранных мероприятий промышленных предприятий городского округа. Объем финансовых средств в прогнозном периоде 2021-2023 годов составит 106 млн. рублей и 103,3 млн. рублей по базовому и консервативному вариантам прогноза соответственно. Предприятия направляют средства на рекультивацию нарушенных земель, замеры на источниках загрязнения атмосферы, модернизация оборудования, внедрение в производство новых безопасных технологических процессов и технических средств, улучшающих условия труда и предотвращающих загрязнение окружающей среды, осуществление экологического мониторинга и экологического просвещения населения.

Количество воды, забранной из природных источников, а также отпуск воды всем потребителям в 2019 году незначительно повысились по сравнению с 2018 годом. В прогнозном периоде планируется снижение данных показателей благодаря продолжению проведения работ по установке приборов учета воды физическими и юридическими лицами, а также переходом предприятий коммунальной сферы на ресурсосберегающие технологии.

 

11. Предпринимательство

По консервативному варианту прогноза на 2021 год планируется сокращение количества малых предприятий на 5,9% и количества предпринимателей без образования юридического лица на 10,7%, но при этом возможен рост среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях на 0,2% и рост оборот малых предприятий на 2,4%. Снижение темпа роста оборота малых предприятий вызвано инфляционными издержками и относительно низким уровнем доходов населения в 2021 году, что скажется на снижении потребительской активности населения. В 2022 и 2023 годах ожидается положительная динамика оборота малых предприятий по сравнению с предыдущим годом.

По базовому варианту прогноза в 2021 году возможно снижение темпа сокращения количества предпринимателей, при этом планируется рост среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях, на 1,4% и оборота малых предприятий на 3,9%. При расширении мер государственной поддержки и применении специальных налоговых режимов, имеющих упрощенную структуру налогообложения к 2023 году для малых предприятий по базовому варианту возможно увеличение количества малых предприятий на 2,45%, среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях на 2,8%, количества предпринимателей без образования юридического лица на 1,2%, оборота малых предприятий на 3,1%.

11 декабря 2020 г.

Вернуться