МузейЖигулевскПортал гос.услуг

Право гов ру

Обязанность по содержанию контейнерных площадок лежит на управляющих компаниях

ООО Управляющая компания "Уютный дом Жигулевск", осуществляющая управление многоквартирными жилыми домами на территории городского округа, обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими часть 2 статьи 12, статью 23, пункт 10 части 2 статьи 31, пункт 3 части 1 статьи 32, пункт 3 части статьи 33 и статью 36 Правил благоустройства территории городского округа Жигулевск Самарской области, утвержденных решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 31 августа 2017 года № 259, в части вменения обязанности по содержанию контейнерных площадок управляющей компании. Ее требования были мотивированы тем, что оспариваемые нормы противоречат действующему законодательству: Закону Самарской области "О порядке определения границ прилегающей территории" и СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований". При этом административный истец для участия в судебном заседании своего представителя не направил, хотя был об этом извещен, указав в заявлении, что настаивает на заявленных требованиях и просит рассмотреть дело без его участия.

Представительный орган и Глава городского округа Жигулевск направили своих представителей для участия в судебном заседании, на признав заявленные управляющей компанией требований, сославшись на то, что Правила благоустройства территории городского округа были приняты в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления и нормативным правовым актам, имеющим бóльшую юридическую силу, не противоречат. Такого же мнения придерживается и прокурор Самарской области, который полагает, что в удовлетворении требований следует отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны и заключение прокурора, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающим, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. При этом правила благоустройства территорий муниципальных образований в силу положений федерального закона об организации местного самоуправления в РФ утверждаются представительным органом и могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, уборки территории муниципального образования, а также порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ органы местного самоуправления городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность возложена на других лиц. Из приведенных положений следует, что органу местного самоуправления предоставлено право регулировать вопросы содержания и уборки объектов благоустройства на территории городского округа, к которым относятся контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Согласно предписаниям части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в МКД отнесено, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекта, расположенные на указанном земельном участке. А в силу требований частей 2 и 3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ при управлении МКД управляющей организацией по договору управления МКД она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов, установленных Правительством РФ. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда предписывают организациям по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за графиком удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.

Вопреки доводам истца о том, что контейнерные площадки не относятся к придомовой территории, суд отметил, что в пункте 3.34 СП 59.13330.2016. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" четко определено, что придомовая территория - это образованный в соответствии с законодательством земельный участок МКД с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак.

"Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания оспариваемых норм недействующими не имеется, в удовлетворении заявленных требований следует отказать", - говорится в заключении мотивированном решении Самарского областного суда от 9 апреля 2021 года.


Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться