МузейЖигулевскПортал гос.услуг

Право гов ру

Прогноз социально-экономического развития городского округа Жигулевск Самарской области на 2019-2021 годы

Прогноз социально-экономического развития городского округа Жигулевск разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Самарской области на период 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов с учетом тенденций, сложившихся в экономике городского округа Жигулевск в январе-июне 2018 года и ожидаемых результатов за 2018 год, в трех вариантах – базовый, консервативный и целевой.

Базовый вариант предполагает стабилизацию социально-экономической ситуации с последующим выходом экономики на стадию устойчивого развития и предлагается в качестве основного для разработки параметров бюджета городского округа Жигулевск на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Консервативный вариант предусматривает замедление динамики экономического роста в условиях более существенного ослабления курса национальной валюты при снижении среднегодовых цен на нефть.

Целевой вариант предполагает реализацию более активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности экономики, развитие бизнеса, создание благоприятных условий жизни населения, развитие инфраструктуры.

Все варианты базируются на единых целях и приоритетах государственной социально-экономической политики.

 

1. Демография

В прогнозном периоде демографическая ситуация в городском округе Жигулевск будет формироваться под воздействием ожидаемого сокращения численности женщин фертильного возраста (в 2021 году к уровню 2017 года на 3,2%, или на 0,5 тыс.человек), особенно женщин в возрасте 20-29 лет (на 19%), и численности населения в трудоспособном возрасте (ежегодно в среднем на 2,7%) в сочетании с продолжающимся миграционным оттоком.

В городском округе сложилась устойчивая тенденция естественной убыли населения при отрицательном сальдо миграции. До 2012 года, положительное сальдо внешней миграции компенсировало естественную убыль населения, что способствовало ежегодному увеличению численности населения городского округа.

К 2019 году по базовому варианту (равному консервативному) прогнозируется уровень коэффициента рождаемости 9,6 промилле с повышением его значения до 9,7 промилле в 2021 году. Отсутствие тенденции к повышению уровня рождаемости в прогнозные годы объясняется уменьшением на 8,3% численности наиболее репродуктивного контингента женщин в возрасте 20-29 лет. При этом численность средних и старших возрастных групп матерей (30-39 лет), которые вносят главный вклад в рождение вторых и последующих детей также уменьшается на 3,8%. По целевому варианту прогноза процессы естественного воспроизводства будут более благоприятными: в 2019-2021 годах коэффициент рождаемости будет держаться на уровне 10,1-10,2 промилле. 

Увеличение доли людей старше трудоспособного возраста в общей численности населения, для которых характерна высокая степень смертности ведет к росту общего коэффициента смертности с 17,1 промилле по оценке 2018 года до 17,7 и 18,0 промилле в прогнозируемых 2019-2021 годах по базовому варианту со снижением до 17,2 и 17,4 промилле по целевому варианту в 2019-2021 годах.

Для возрастного состава населения городского округа Жигулевск характерно неблагоприятное сочетание численности поколений на входе в трудоспособный возраст и на выходе из него. Несмотря на то, что в 2017 году доля умерших людей в трудоспособном возрасте по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 3,4 п.п. (с 25,5% до 22,1%), острой проблемой остается проблема сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте: смертность мужчин в этом возрасте в городском округе в 4,2 раза превышает женскую. Средняя продолжительность жизни в 2017 году увеличилась по сравнению с 2016 годом на 2,2 года и составила 69,1 лет. При этом продолжительность жизни женщин на 11,5 лет дольше, чем у мужчин (мужчины – 63,3 года, женщины – 74,8 лет).

Возрастная структура населения в прогнозный период характеризуется:

- увеличением доли детей и подростков в общей численности населения с 17,9% по оценке 2018 года до 18,2% и 18,3% по базовому и целевому вариантам прогноза соответственно к 2021 году;

- уменьшением доли населения трудоспособного возраста, которое является наиболее многочисленным с 51,6% по оценке 2018 года до 50,3% и 50,4% по базовому и целевому вариантам к 2021 году;

- увеличением удельного веса населения пенсионного возраста с 30,5% по оценке 2018 года до 31,5% по базовому и 31,3% по целевому вариантам в 2021 году.

Сложившийся тип населения городского округа Жигулевск – регрессивный, демографически «старый», лица старше трудоспособного возраста городского округа составляют 30,2% от общего числа жителей (предельная норма – 12%).

Таким образом, под влиянием указанных факторов по базовому варианту (равному консервативному) в 2019-2021 годах прогнозируется уменьшение численности населения городского округа Жигулевск по сравнению с оценкой 2018 года: к 2021 году на 5,4% по базовому варианту и на 4,9% по целевому варианту. В результате общей убыли численности постоянного населения (от 1963 до 1744 человек) за 3-летний прогнозный период ожидаемая среднегодовая численность в 2021 году составит 54,047 тыс.человек по базовому варианту (равному консервативному), а по целевому варианту достигнет 54,348 тыс.человек.

 

2. Труд и занятость

В среднесрочном периоде демографические и миграционные тенденции в городском округе Жигулевск обусловят негативную динамику численности населения в трудоспособном возрасте, что повлечет за собой снижение в прогнозируемом периоде численности трудовых ресурсов и занятых в экономике.

В итоге численность трудовых ресурсов за период 2019-2021 годов по сравнению с 2017 годом сократится на 4,2%-6,9% соответственно по базовому варианту прогноза и на 2,9%-5,5% по целевому варианту прогноза, что повлечет за собой уменьшение численности занятых в экономике в данный период на 3,8%-5,6% - по базовому варианту и на 2,4%-4,1% - по целевому варианту прогноза. Смягчить данную тенденцию позволит привлечение трудовых мигрантов и вовлечение в трудовую деятельность лиц старших возрастов, а также увеличение пенсионного возраста и проведение активной политики занятости, включающей мероприятия по содействию трудоустройства незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; родителей, воспитывающих детей-инвалидов; многодетных родителей. Удельный вес лиц старших возрастов в структуре трудовых ресурсов возрастет с 20,1% в 2017 году до 21,8% в 2021 году, иностранных трудовых мигрантов – с 0,8% до 1,9%.

В среднесрочной перспективе в структуре занятых по видам экономической деятельности не произойдет существенных изменений. По оценке 2018 года основная численность населения, по-прежнему будет занята в оптовой и розничной торговле - 25,9%, обрабатывающих производствах - 18,9%, на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром - 5,9%, образовании - 5,8%, здравоохранении и социальных услугах - 5,3%. К 2021 году относительно 2017 по базовому варианту прогноза рост численности занятых в экономике предполагается на предприятиях по добыче полезных ископаемых – на 20,3%, в обрабатывающих производствах – на 0,5%, в строительстве – на 2,5%. Снижение численности занятых прогнозируется на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром – на 2,3%, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизация отходов - на 8,9%, в торговле – на 11,1%, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания – на 4,7%, финансовой и страховой деятельности – на 27,7%, образовании – на 1,9%, здравоохранении и соц.услугах – на 2,4%, культуры, спорта, досуга и развлечений – на 10,6%.

В связи с тем, что в 2019-2021 годы прогнозируется общая тенденция к снижению численности занятых в экономике, предполагается уменьшение и среднесписочной численности работников городского округа. К 2021 году  среднесписочная численность работников крупных, средних и малых предприятий и организаций относительно 2017 года по базовому варианту уменьшится на 5,5 % и составит 27541 человек, по целевому варианту - на 3,9%, составив 27988 человек.

По оценке Центра занятости населения численность высвобождаемых работников снизится с 243 в 2017 году до 220 человек в 2018 году, с последующим снижением в 2019-2021 годы до 215-205 человек соответственно. Уровень зарегистрированной безработицы снизится до 1,9%. На прогнозируемые годы значение данного показателя по базовому варианту оценивается на уровне не выше 2,1%-2% относительно населения в трудоспособном возрасте, по целевому соответственно не выше 2%-1,9%.

В 2019-2021 годах наибольшее количество рабочих мест планирует создать ООО «Газпром газораспределение Самара» (15 рабочих мест).

 

3. Промышленное производство

Прогноз развития промышленного производства на 2019-2021 годы разработан по полному кругу предприятий исходя из его структуры, ситуации в отдельных отраслях промышленности в 2018 году и планов развития крупных промышленных предприятий городского округа Жигулевск.

Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе в отраслевой структуре промышленного производства не произойдет существенных изменений. Ситуацию в промышленном секторе, по-прежнему, будут определять такие отрасли как электроэнергетика, производство лекарственных средств и электрооборудования.

В 2019 году относительно оценки 2018 года промышленное производство имеет тенденцию к спаду и в зависимости от варианта прогноза составит 93,6%, 95,5% и 98,2%.

Существенное влияние окажут объемы отгруженной продукции, работ и услуг собственными силами по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» крупнейшим представителем данной отрасли промышленности - филиалом ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС». Значительное увеличение выработки по факту 2017 года и отчетный период 2018 года обусловлено загрузкой системным оператором. На основании данных Бизнес-плана предприятия в прогнозируемом периоде ожидается: в 2019 году снижение объема отгруженных товаров на 15,6%, в 2019-2020 годах – темп роста объема отгруженных товаров – 102,9% и 105,6% к соответствующему периоду.

Планируемый объем отгрузки Жигулевское ПО ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» на прогнозируемый период составляет 4 425 млн. рублей ежегодно с учетом индекса инфляции по отрасли соответственно.

Транспортируемый газ по сетям ООО «Газпром газораспределение Самара» реализуется только на территории Самарской области и стабильно увеличивается на протяжении всего прогнозируемого периода. Объем отгруженной продукции увеличится на 15%, всего транспортируется 4584 млн. м3 газа (1 162,3 млн. рублей). 

ООО «СамРЭК-Эксплуатация» на прогнозируемый период запланирован ежегодный рост, не превышающий размер индексации тарифов на коммунальные услуги. По виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» к концу прогнозного периода объем отгрузки увеличится до 26% относительно оценки 2018 года.

Индекс промышленного производства по виду деятельности «Добыча прочих полезных ископаемых» в 2019 году составит 98%, 99,3% и 100% по вариантам прогноза соответственно, в последующие периоды – на уровне 2019 года.

ЗАО «Жигулевское карьероуправление» в прогнозируемом периоде ежегодно планирует производство щебня в объеме 500 тыс. м3, что на уровне оценки 2018, объем отгруженной продукции в размере 320 млн. рублей. Продукция предприятия реализуется исключительно в Самарской области, наибольшим спросом пользуется в весенне-осенний период. Изменений в существующей конъюнктуре рынка не предвидится ввиду отсутствия новых месторождений.

Основной причиной сокращения отгрузки готовой продукции АО «Жигулевский известковый завод» является снижение потребительского спроса на строительные материалы, цены на продукцию в последние годы не увеличивались. Невозможность расширения горного отвода является сдерживающим фактором развития производства, в связи с чем, предприятием запланировано сокращение объема щебня в 2019-2021 годах в натуральном выражении до 5% (460 тыс. м3) относительно оценки 2018 года, что отражает консервативный вариант прогноза.

В прогнозируемом периоде ожидается восстановление положительной динамики обрабатывающих производств по базовому и целевому вариантам прогноза. В 2019 году ИПП составит 100,9%, 104,6% по базовому и целевому вариантам прогноза, к 2021 году – 105,2% и 106,1% соответственно. Возрастет выпуск аккумуляторов – в 1,3 раза, производимых АО «АКОМ», кондитерских изделий - в 1,2 раза, который обеспечит ООО «Услада», медицинских препаратов за счет выпускаемых ООО «Озон» лекарственных средств.

Производство электрического оборудования в прогнозируемом периоде имеет тенденцию к росту производства и объему отгруженных товаров собственного производства. АО «АКОМ», технологический и индустриальный лидер российского производства АКБ ежегодно расширяет модельный ряд и выпуск новых видов продукции, обеспечивает свыше 50% всех поставок на российский рынок автопроизводителей и более 70% экспорта АКБ. На протяжении всего планового периода запланирован рост производства от 12,9% до 17% по целевому варианту прогноза. Базовый вариант предусматривает более умеренные темпы развития – от 6,5% до 12% соответственно. Сильной стороной предприятия являются технологические инновации. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции на 2019-2021 годы составит 52%. Предприятие вошло в перечень пилотных предприятий – участников региональной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Самарской области на 2017-2025 годы».

ООО «Озон» - одно из ведущих предприятий отечественного фармацевтического рынка по производству генериков - аналогов патентованных готовых лекарственных средств (ГЛС), представляющее отрасль производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях на территории городского округа Жигулевск. В прогнозируемом периоде деятельность предприятия направлена на перевод производства наиболее дорогостоящих препаратов на территорию особой экономической зоны «Тольятти», в связи с чем темпы роста производства будут более, чем умеренные сравнительно с динамикой развития предприятия в прошлые периоды. Максимальный ИПП в размере 104,9% возможен только по целевому варианту прогноза в 2019 году, по базовому варианту ИПП не превысит уровня 102,9% по всему прогнозируемому периоду.

Производство пищевых продуктов развивается стабильно. Основным направлением деятельности ООО «Услада» является производство сладостей массового спроса: конфет, печенья, вафель и вафельных рулетов, зефира. Реализованный инвестиционный проект по расширению производства позволил обновить ассортимент выпускаемой продукции и увеличить долю продаж фасованных изделий. Ожидается рост производства мучнистых и сахаристых изделий в 1,2 раза, объема отгруженных товаров до 53,2%.

ООО «Хлеб» - основной поставщик хлебобулочных изделий в городском округе. Продукция реализуется в Тольятти, Самара, Сызрань, Отрадный и близлежащих к ним селах. Значительного колебания в объемах производимой продукции не предвидится, с тенденцией к спаду.

С учетом ожидаемых влияний ИПП по отрасли к 2021 году может составить 107,6% и 108,3% по базовому и целевому вариантам прогноза соответственно.

По виду экономической деятельности «Производство напитков» основной производитель – малое предприятие ООО «Жигулевский водочный завод». К концу прогнозируемого периода производство продукции увеличится на 6,1% и составит в натуральном выражении 350 тыс. дал. Объемы отгруженной продукции к 2021 году относительно отчетного 2017 года возрастут на 10,2% и составят 325,4 млн. рублей.

Развитие производства прочей неметаллической минеральной продукции будет развиваться умеренными темпами. ИПП в 2019-2021 годах составит от 102,2%, что связано с деятельностью малого предприятия ООО «ПЗСК», производящего железобетонные конструкции и прочие строительные ЖБИ, с тенденцией к незначительному спаду производства извести ЗАО «ЖИЗ».

В производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, в прогнозируемом периоде планируется рост производства относительно оценки 2018 года. АО «ВМК», основной поставщик алюминиевого профиля на автопром, осуществляющий до 13% экспорта за рубеж, переживает финансовые затруднения. В соответствии с планом развития предприятия на 2018-2020 годы намечено запустить линию по производству рольставней и окон. Рост производства алюминиевых профилей запланирован в размере 10% ежегодно, увеличение доли экспорта в объеме промышленной продукции – до 25% и сохранение доли продукции, реализуемой в Самарской области, на уровне 40%. При выполнении плана развития и реализации инвестиционных проектов компании по модернизации прессов для производства алюминиевых профилей и приобретению оборудования для освоения новых видов продукции с целью увеличения объемов производства, положительная динамика возможна по итогам 2020 года.

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий представлено ООО НПФ «Мета» и АО «Жигулевский радиозавод», входящего в состав АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). На период до 2021 года предприятием запланировано выполнение плана по производству и увеличению объемов производства в среднем на 10% ежегодно, расширение номенклатуры изделий систем ближней навигации. В прогнозируемом периоде темп роста отгруженной продукции составит 105% ежегодно, относительно оценки 2018 года увеличится на 115,8% и составит 308,3 млн. рублей.

При снижении объемов производства в 2017 году ООО НПФ «Мета» в прогнозируемом периоде планирует ежегодный рост отгруженной продукции в размере от 4,1% до 11%, а также сохранение доли экспорта в объеме промышленной продукции – 5% и доли продукции, реализованной в Самарской области – 15%. К 2021 году рост отгруженной продукции относительно оценки 2018 года составит 114,2%. С учетом ожидаемых тенденций ИПП к 2021 году по отрасли составит 103,7% и 102,2% по базовому и целевому вариантам прогноза.

На протяжении последних лет сокращаются объемы услуг по поставке, проектированию, монтажу и обслуживанию систем обеспечения комплексной безопасности государственных и коммерческих объектов, а также ремонту и монтажу машин и оборудования, оказываемых ООО «Триос-Техно». В прогнозируемом периоде при сохранении текущей ситуации показатели не достигнут объемов 2016 года по всем вариантам прогноза.

 

4. Инвестиции

В прогнозируемом периоде на территории городского округа Жигулевск предусматривается направление инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в объеме 6441,9 млн. рублей по консервативному варианту прогноза, 6994,4 млн. рублей по базовому варианту и 7828,6 млн. рублей по целевому варианту.

Определяющая роль в инвестиционной деятельности городского округа по-прежнему принадлежит филиалу ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС». В 2019-2020 годах предприятие планирует снижение инвестиций: в 2019 году – 98,1% по отношению к 2018 году, в 2020 году – 83,8% по отношению к 2019. В целевом варианте прогноза предусмотрена корректировка объема инвестиций по мере внесения изменений в проект многолетней программы по техническому перевооружению и капитальному строительству филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС». В 2021 году в соответствии запланирован рост инвестиций – 150,4% по отношению к 2020 году за счет собственных средств.

На АО «АКОМ» продолжится реализация основного инвестиционного импортозамещающего проекта «Производство стартерных аккумуляторов; разработка, освоение нового стационарно-тягового аккумулятора с целью увеличения объемов производства и импортозамещения на рынках АКБ в различных областях техники». Срок реализации проекта - 6 лет, окупаемости – 4,9 лет, количество создаваемых новых рабочих мест – 104. На реализацию настоящего проекта будут направляться собственные и заемные средства.

ООО «Газпром газораспределение Самара» сформирована Инвестиционная программа, основными объектами которой являются: 1) «Г/п Зольное – Жигулевск»: реконструкция газопровода с истекшим сроком эксплуатации (более 40 лет); 2) приобретение транспортных средств и оборудования для эксплуатации газового хозяйства взамен технически неисправных, морально устаревших; 3) приобретение газопроводов. В прогнозируемом периоде предприятием запланировано к реализации 4 инвестиционных проекта по строительству распределительных газопроводов общей протяженностью 7,91 км и 2 инвестиционных проекта по реконструкции газопровода и газораспределительных систем общей протяженностью 2,61 км. Общий объем инвестиций по проектам – 34,1 млн. рублей.

АО «Волжская металлургическая компания» за счет собственных и заемных средств планирует реализацию инвестиционных проектов по модернизации прессов для производства алюминиевых профилей и приобретению оборудования для освоения новых видов продукции с целью увеличения объемов производства, сокращения энергозатрат на технологические процессы на сумму 31,4 млн. рублей.

Увеличение объема бюджетных инвестиций прогнозируется на 2019-2021 годы по всем вариантам прогноза, что связано с:

  1. планируемой реконструкцией канализационных очистных сооружений сел Богатырь и Солнечная Поляна. Данные мероприятия включены в государственную программу Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области» на 2014-2020 годы и предполагают финансирование из областного и местного бюджетов. Сметная стоимость объектов составляет 82,682 млн. рублей. Софинансирование проектов из местного бюджета в размере 10% сметной стоимости планируется осуществлять в рамках муниципальной программы «Развитие систем водоснабжения, водоочистки и водоотведения городского округа Жигулевск» на 2014-2020 годы.
  2. планируемым строительством:
  • повысительной насосной станции по ул.Вокзальная г.Жигулевска для обеспечения водоснабжением МКР В-2 и В-3 в рамках муниципальной программы «Развитие систем водоснабжения, водоочистки и водоотведения городского округа Жигулевск» на 2014-2020 годы; строительство запланировано с использованием средств местного бюджета на общую сумму 32,778 млн.рублей.
  • внутриквартальной дороги в МКР В-2 в рамках муниципальной программы «Стимулирование жилищного строительства на территории городского округа Жигулевск Самарской области» на 2016-2020 годы». Для строительства дороги требуется софинансирование из областного бюджета. Заявка на софинансирование будет подана в министерство строительства Самарской области после получения положительной экспертизы проектной документации.

Дополнительно по целевому варианту прогноза увеличение объема бюджетных инвестиций на 2019-2021 годы в связи с возможным строительством детских садов, о необходимости которого неоднократно заявлялось в Правительство Самарской области и профильные министерства, а также строительством школы на 500 мест, что предусмотрено государственной программой Самарской области «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области» до 2025 года.

Жилищное строительство на территории городского округа Жигулевск развивается с учетом градостроительной политики, которая направлена на формирование доступного рынка жилья, обеспечение комфортных условий проживания граждан, создание эффективного жилищного сектора.

Прогноз объемов и структуры жилищного строительства разработан в соответствии с генеральным планом развития городского округа Жигулевск до 2030 года и основными направлениями социально-экономического развития городского округа Жигулевск. В прогнозируемом периоде перспективными площадками для застройки будут МКР В-2, МКР-10, центральная часть города Жигулевск со строительством 3-5-эт домов. В 2019 году планируется ввести 13 тыс. кв.м., в 2020 году – 18 тыс. кв.м.

5. Оборот розничной торговли

В прогнозном периоде по базовому варианту ожидаются умеренные темпы роста потребительского спроса на рынке товаров. В 2019 году оборот розничной торговли (ОРТ) прогнозируется в объеме 3793 млн. рублей с индексом физического объема к предыдущему году 103,5%. За период 2018 – 2021 годов рост показателя может составить 116,5%.

Ускоренное восстановление развития экономики, расширение потребительского кредитования и постепенное снижение нормы сбережения будут способствовать повышению потребительской уверенности населения. В 2019 году по целевому варианту прогноза оборот розничной торговли увеличится на 9,1% к уровню предыдущего года и составит 3848 млн. рублей. В 2019-2021 годах среднегодовой темп роста составит 104,6%. В 2021 году по сравнению с оценкой 2018 года оборот розничной торговли может увеличиться на 27,3% и составить 4488,4 млн. рублей.

По консервативному варианту в 2019 году оборот розничной торговли может составить 3741,7 млн. рублей (рост в физическом объеме к 2018 году 102,1%). В 2021 году по сравнению с 2018 годом прогнозируется увеличение оборота розничной торговли на 18,3% составить 4174,2 млн. рублей.

В среднесрочной перспективе в целях развития торговой деятельности на территории городского округа продолжится работа по:

- равномерному распределению и обеспечению населения площадью торговых объектов в рамках реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства и торговли в городском округе Жигулевск» на 2014-2020 годы;

- развитию ярмарочной торговли и расширению каналов сбыта продовольственной и сельскохозяйственной продукции;

- упорядочению и расширению нестационарной, ярмарочной торговли согласно действующему законодательству.

 

6. Развитие социальной сферы

Систему образования городского округа Жигулевск представляют 11 государственных бюджетных образовательных учреждений (ГБОУ) в составе 11 общеобразовательных школ, 11 детских садов (ДОУ) и 2 учреждений дополнительного образования. Действуют 2 школы-интерната и ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж».

Численность детей в возрастной группе от 1 до 6 лет по оценке 2018 года снизится на 3,8% до 4139 человек. Ввиду прогнозируемого снижения рождаемости численность детей данной возрастной группы к 2021 году уменьшится до 3479 человек по базовому варианту прогноза (равному консервативному) и до 3561 человек по целевому. Численность детей в возрасте от 7 до 17 лет по оценке 2018 года ожидается с ростом на 3,2% до 6592 человек, с последующим увеличением до 6841 и 7277 человек по базовому и целевому вариантам прогноза соответственно.

В 2017 году за счет уплотнения групп в ДОУ количество мест в них за год увеличилось на 21 и составило 2458 мест. Такой же показатель предполагается и по оценке в 2018 году. В целом обеспеченность детей ДОУ в 2017 году составила 832 места на 1000 детей в возрасте 3-6 лет, в 2018 году уменьшится до 825 мест ввиду роста численности детей данной возрастной группы на 0,9%, в 2019 году увеличения не предполагается. Прогноз на 2020-2021 годы рассчитан исходя из предполагаемого увеличения количества мест в ДОУ за счет планируемого в эти годы строительства детских садов на 280 мест в МКР 10 и МКР В-2. При этом обеспеченность ДОУ на 1000 детей повысится до 906 и 991 мест по вариантам прогноза до 1009 и 1104 места на 1000 детей соответственно.

На 01.01.2018 число детей в возрасте от 0 до 3 лет, состоящих на учете для определения в ДОУ, составляло 1204 человека, снизившись за год на 9,3%. За счет реконструкции в 2013-2014 годах 2 корпуса СПДС «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10 и открытия в нем новых групп, а также дополнительных групп в ДОУ «Жемчужинка», «Солнышко», «Красная Шапочка», «Иволга», очередность детей в ДОУ в возрасте от 3 до 7 лет отсутствует. Незначительно (на 0,1 п.п.) снизилась доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной ОПФ, в общей численности детей данной возрастной группы. К 2021 году прогнозируется увеличение данного показателя до 86,6%.  

С 2011 года в рамках ОЦП «Восстановление эксплуатационных показателей зданий образовательных учреждений Самарской области» капитально отремонтированы здания ГБОУ СОШ № 1, 6, 7, 10, 13, 16. В 2017 году на средства областного и местного бюджетов завершен капитальный ремонт ГБОУ СОШ № 8. За счет средств местного бюджета проведен текущий ремонт зданий ГБОУ на сумму 9,7 млн. рублей. Требуется капитальный ремонт ГБОУ СОШ № 2, 3, 9, 14.

Госпрограммой Самарской области «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области» до 2025 года запланировано строительство школы на 500 мест в центральной части г.Жигулевск. Срок исполнения - 2019-2021 годы с планируемым объемом финансирования 343,4 млн. рублей. В настоящее время финансовое обеспечение отсутствует.

Здравоохранение городского округа Жигулевск представлено ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница». В состав больницы входят отделения стационаров различного профиля, 6 поликлиник (4 - по оказанию помощи взрослому населению, детская и стоматологическая поликлиники) и отделение скорой медицинской помощи. Подразделения ГБУЗ СО «ЖЦГБ» размещены в г.Жигулевске, в мкр. Яблоневый Овраг и с. Зольное.

Острой проблемой городского округа остается недостаточное количество врачей и среднего медицинского персонала, обеспеченность ими в 2017 году на 37,9% и 21,7% ниже, чем в среднем по Самарской области. По-прежнему сохраняется дефицит кадров по таким специальностям, как: терапевты, педиатры, неврологи, акушер-гинекологи, инфекционисты, эндокринологи.

В целях решения проблемы дефицита медицинских кадров ГБУЗ «ЖЦГБ» в июне 2016 года утверждена муниципальная программа «Медицинские кадры» 2016-2019 годы. В 2017 году из местного бюджета выделено 887,2 тыс. рублей (в 2,3 раза больше, чем в 2016 году), в результате: 7 медицинских работников получили компенсацию расходов по договору найма жилого помещения, 15 врачей ГБУЗ СО «ЖЦГБ» прошли повышение квалификации, 14 участковых воспользовались льготой на проезд на общественном транспорте. На данные мероприятия в 2018 году из средств местного бюджета предусмотрено 920 тыс. рублей.

В 2017 году за счет средств областного бюджета и общественного Фонда решения социальных задач городского округа Жигулевск «Городской стратегический совет» в поликлинике № 3 проведен текущий ремонт.

В 2018 году в городском округе Жигулевск планируется: ремонт входной группы в поликлинике № 1, а также приобретение мебели и информатизация данной поликлиники в рамках федерального проекта «Бережливая поликлиника»; капитальный ремонт здания отделения хосписа и сестринского ухода в мкр. Яблоневый Овраг в рамках госпрограммы СО «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014-2020 годы; капитальный ремонт здания, предназначенного для размещения медпункта в селе Солнечная Поляна. Необходимым является проведение работ по сносу ветхой части здания отделения сестринского ухода в мкр. Яблоневый Овраг, а также текущий ремонт асфальтового покрытия на территории «медгородка» Жигулевской ЦГБ по ул. Первомайская, 10.

Муниципальная сеть учреждений культуры представлена 26 учреждениями культуры: 7 клубного типа; 4 дополнительного образования детей; Жигулевская централизованная библиотечная система, которая включает 10 структурных подразделений: центральную библиотеку, центральную детскую библиотеку, 8 филиалов; историко-краеведческий музей «Самарская Лука» c филиалами: Выставочный центр «Народная галерея», музей-театр «Жигулевская сказка», галерея детского творчества «Сказочный город»; городской парк культуры и отдыха.

Показатели развития социальной сферы в сфере культуры в прогнозном периоде будут изменяться в зависимости от динамики среднегодовой численности населения городского округа: обеспеченность общедоступными библиотеками - от 1,79 до 1,84 учреждений на 10 тыс.населения, обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа - от 1,25 до 1,3 учреждений на 10 тыс.населения.

В 2017 году в учреждениях культурно-досугового типа действовало 163 клубных формирования, в которых занимаются 3387 человек. Учреждениями проведено 1086 мероприятий (117,6% к 2016 году), в которых приняли участие 166,6 тыс. человек (104,7% к 2016 году), из которых 35,4% - дети и подростки.

Сотрудниками библиотек проведено 859 мероприятий с участием 22,7 тыс. человек; музея - 55 выставок, 23 программы с проведением 1512 экскурсий, (146% к 2016 году) с количеством посетителей 22,9 тыс. человек. МБУ «Городской парк культуры и отдыха» оказаны услуги 46,5 тыс. посетителям, что на уровне 2016 года, проведено 66 культурно-досуговых мероприятий различной тематики.

Учреждения культуры городского округа Жигулевск расположены в 10 типовых зданиях и 5 приспособленных помещениях. Требуется капитальный ремонт 4-х зданий: МБУК «Многофункциональный культурный центр» и его структурных подразделений (ДК «Луч», КДЦ для детей и подростков, Центр досуга МБУ «ГПКиО») и 2-х помещений МБУК Жигулевская ЦБС (Центральная библиотека, филиал № 4). В течение последних 7 лет общественностью поднимается вопрос о строительстве нового здания для центральной библиотеки. Необходимо помещение для культурно-досугового центра в развивающемся мкр. В-3.

В отчетном году за счет бюджетных и внебюджетных источников улучшили свою материально-техническую базу 8 муниципальных учреждений культуры: МБУК «Жигулевский ДК», МБУК «МКЦ», МБУК ДК «Нефтяник», МБУК Жигулевская ЦБС, МБУ ДО ШИ № 1, МБУК ИКМ «Самарская Лука», МБУК «Жигулевская ЦБС», МБУ «ГПКиО».

В 2018 году учреждениями сферы культуры планируется провести 41 мероприятие. Продолжит свое развитие галерея детского творчества «Сказочный город», работа по сохранению и демонстрации музейных предметов. Объем основного фонда музея составил 9772 ед., 94,6% (9243 ед.) внесены в электронный каталог музея, из которых 66,7% (6161 ед.) имеют цифровое изображение. Продлится проект «Кино на свежем воздухе», пользующийся большой популярностью у населения, а также проект событийного туризма - фестиваль народных традиций «Жигулевская Вишня». В августе 2018 года прошел XII раз, количество участников - 7 тыс. человек.

Недостаточно материально - техническое оснащение учреждений. Учреждения не соответствуют нормативам по обеспечению доступа людей с ограниченными возможностями. Не решена и кадровая проблема. Все меньше в учреждениях культуры специалистов с профильным образованием.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2017 году осуществлено повышение заработной платы работников учреждений культуры до 25036 рублей, педагогических работников учреждений дополнительного образования - до 27001 рублей.

Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2017 году составила 34,5%, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 2,4 п.п. за счет организационной деятельности по привлечению населения к занятиям физкультурой и спортом в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городском округе Жигулевск» на 2014-2017 годы, а также в результате внедрения комплекса ГТО.

В городском округе представлено около 30 видов спорта. На базе стадиона «Кристалл» и спорткомплекса «Атлант» осуществляют деятельность группы здоровья для лиц старшего возраста, клубы любителей настольного тенниса, бега и скандинавской ходьбы. Также на базе стадиона «Кристалл» функционирует физкультурно-оздоровительный спортивный клуб инвалидов «РИТМ» с общим количеством занимающихся 395 человек. На стадионе «Труд» работают 9 спортивных секций, охвачено 289 человек.

На территории округа находятся 66 спортивных сооружений, в т.ч.: 26 спортивных залов, из них 23 в образовательных учреждениях; 2 стадиона; 31 плоскостное спортивное сооружение; 2 бассейна; 5 других приспособленных спортивных сооружений. За счет средств АО «Самаранефтегаз» на территории с.Зольное и ГБОУ СОШ № 8 осуществлено обустройство 2 спортплощадок для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО. Стадион «Кристалл» имеет в своем составе 2 футбольных поля и трибуны на 1565 мест, легкоатлетические секторы и дорожки, баскетбольную площадку, теннисный корт и используется для организации соревнований по легкой атлетике и футболу, учебно-тренировочных занятий, проведения массовых физкультурных мероприятий, а также является муниципальным Центром тестирования комплекса ГТО.

Уровень обеспеченности спортивными сооружениями составляет 30% от нормативной потребности, что является главным сдерживающим фактором развития отрасли в целом. Наиболее остро ощущается нехватка крытых универсальных спортивных залов, отвечающих современным требованиям, а также специализированных залов для единоборств: в Жигулевске только 1 спортзал имеет размер 30*18 м и используется для проведения официальных спортивных соревнований по массовым игровым видам спорта и по видам единоборств.

В рамках календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий в 2017 году проведено 102 городских мероприятия, в которых приняло участие 10,7 тыс. человек, 26 экологический марафон «Самарская Лука» с количеством участников 625 человек из 50 городов России, в т.ч. 1 участник из Германии. В течение года реализован цикл пропагандистских мероприятий комплекса ГТО: 7 пропагандистских мероприятий с тестовым выполнением нормативов комплекса (979 участников) и 18 мероприятий, предусматривающих выполнение нормативов ГТО для всех категорий граждан, в том числе 5 фестивалей ГТО (525 участников).

Спортивные залы и пришкольные площадки есть во всех образовательных учреждениях округа. Но в связи с введением в 2011 году в образовательный план учебных заведений 3-го урока физкультуры значительно увеличилась нагрузка на спортивную инфраструктуру школ. Из 11 школ только 2 имеют в распоряжении более 1 спортивного зала. Образовательные учреждения с большим количеством учащихся используют для занятий актовые залы и другие приспособленные помещения, что отражается на качестве физической подготовки учащихся.

В целях обеспечения доступности получения качественных услуг в сфере физической культуры и спорта необходимо продолжить работу по развитию спортивной инфраструктуры. В рамках государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области» предусмотрено строительство в Жигулевске крытого катка с искусственным льдом. Ведется разработка проектно-сметной документации на реконструкцию стадиона «Труд» в мкр. Яблоневый Овраг. В дальнейшей перспективе приоритетными проектами являются строительство многофункционального спортивного комплекса с игровым залом 42*24 м. и трибунами на 250 мест, спортивных залов (36*18 м.) для самых крупных образовательных учреждений

В городском округе Жигулевск зарегистрировано 64 социально-ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), из них:3 молодежных, 3 ветеранских, 2 казачьих общества, 10 образовательных, 8  спортивных, 5 творческой и культурной направленности, 3 общества инвалидов, 9 религиозных, 6 фондов, 7 профсоюзных, 4 партнерства и 5 общественных организаций, которым со стороны администрации городского округа Жигулевск оказывается поддержка: финансовая, консультационная, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В 2017 году субсидии из городского бюджета на реализацию различных проектов получили 7 некоммерческих организаций (в 2016 году – 6) на общую сумму 10,4 млн.рублей (в 2016 году – 4,8 млн.рублей), при этом, непосредственными участниками мероприятий, проведенных СОНКО, стали 6 548 человек (6 507 человек), а благополучателями – 10 698 человек (10 677 человек). 

Из 7 СОНКО, получивших субсидию из местного бюджета, 3 получили субсидию в рамках муниципальной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций городского округа Жигулевск» на 2016-2020 годы на общую сумму 2,7 млн.рублей, из них: ОБ – 1,9 млн.рублей, МБ – 0,8 млн.рублей. В 2018 году на эти же цели предусмотрено финансирование в сумме 0,3 млн. рублей.

В 2017 году 4 Жигулевские НКО приняли участие в региональных конкурсах «Культурная мозаика», «Православная инициатива», «Лукойл». В рамках проекта «Инкубатор социального проекта» 4 Жигулевские НКО реализовали свои проекты «Богатырская наша сила!» и «Праздник в каждый двор!». За 2017 год 36 СОНКО получили информационную поддержку и 9 НКО приняли участие в конкурсах проектов разной принадлежности. 4 организации получили финансовую поддержку на общую сумму 0,2 млн. рублей.

В качестве добровольцев в 2017 году НКО привлекли 582 человека и провели 205 значимых мероприятия. НКО представляют интересы различных групп общества, формируют общественное мнение, что способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции.

 

7. Стоимостные показатели уровня жизни населения

При расчете прогноза величины среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства учитывались: её динамика, изменения условий оплаты труда, планируемые темпы повышения заработной платы работников бюджетной сферы, сложившаяся социально-экономическая ситуация на предприятиях и организациях городского округа Жигулевск.

В результате номинальная величина заработной платы по оценке в 2018 году составит 31334 рубля или 107,1% к уровню 2017 года в номинальном исчислении и 103,5% - в реальном.

В прогнозном периоде заработная плата будет расти: по консервативному варианту прогноза в 2021 году относительно 2018 года заработная плата  в номинальном исчислении может увеличиться на 16,3% до 36 444 рублей, по базовому варианту - на 19,2% до 37 354 рублей, по целевому варианту - на 22,4% до 38 345 рублей, в реальном исчисление рост составит соответственно 103,4%, 105,9% и 108,8%.

 

8. Сводный финансовый баланс

Финансовые результаты деятельности крупных и средних предприятий позволили оценить прибыль прибыльных предприятий в 2018 году в размере 7 484,1 млн.рублей с ростом к 2017 году на 1,5%, что обусловлено увеличением поступлений налога на прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года от ряда предприятий городского округа. В 2019 году по базовому варианту прогнозируется рост прибыли в размере 8007,9 млн. рублей, что на 8,6% выше уровня 2017 года, в 2020-2021 годах - по базовому варианту на 14,6% и 22,6% соответственно. На формирование прибыли окажут влияние изменение темпов роста объемов производства и цен производителей, тарифов на услуги и энергоресурсы, фонда оплаты труда.

Сумма амортизационных отчислений в 2017 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 9,5%. Значительную часть (90%) общей суммы амортизационных отчислений составили средства филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС», что является определяющим при оценке и прогнозировании величины амортизации. В 2019 году по базовому и консервативным вариантам прогноза рост амортизационных отчислений по сравнению с 2017 годом может составить 8,7%, по целевому варианту – 9,8%. Увеличение показателя в 2020 году к 2017 году прогнозируется на 9,8% и 10,9%, к 2021 году - на 9,7% и 10,8% соответственно по вариантам прогноза.

В 2017 году налоговые доходы, поступившие в бюджетную систему РФ с территории городского округа, составили 2732,8 млн. рублей с ростом к 2016 году на 0,2%. Выросло поступление НДС – на 10,8%, земельного налога – на 2,8%, транспортного налога – на 5,2%, налога на совокупный доход – на 11,1 %, налога на имущество физических лиц – на 97,2%, прочих налоговых доходов – на 11,4%.

Неналоговые доходы возросли на 36,6%, страховые взносы во внебюджетные фонды – на 19,2%.

В отчетном году меньше поступило НДФЛ – на 7%, что связано со снижением количества работников предприятий (ООО НПФ «Мета», ООО «Озон», АО «ВМК», АО «АКОМ»); госпошлины – на 15,9% вследствие снижения числа обращений за госрегистрацией прав на недвижимое имущество и прав собственности на земельные участки – на 2%; налога на имущество организаций – на 2,6% в связи с изменением порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения; прочих доходов – на 14,5%; налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – на 1,2%.

По оценке в 2018 году в бюджеты всех уровней с территории городского округа ожидается поступление налоговых доходов темпами, соответствующими 104,4% к уровню 2017 года. Планируется рост НДС – на 5,9%, акцизов – на 9%, налога на имущество организаций – на 4,6%, прочих налоговых доходов – на 10,5%, страховых взносов во внебюджетные фонды – на 11,8%.

Снижение поступлений ожидается по НДФЛ – на 0,7% вследствие уменьшения ожидаемых поступлений по сравнению с 2017 годом на 4 049 тыс. рублей исходя из фактических поступлений по данному налогу в 2018 году. По состоянию на 01.09.2018 наблюдается снижение поступлений НДФЛ: АО «ВМК» в сумме 1,1 млн.рублей (переход на неполное рабочее время с 09.02.2018 по 08.08.2018 – 426 человек, с 15.08.2018 по 14.02.2019 – 381 человек по 32 часа в неделю), ООО «Озон» – 2,8 млн.рублей (снижение ФОТ по сравнению с 2017 годом), ООО «Триос-Техно» - 2,2 млн.рублей (оплата за акту налоговой проверки в 2017 году), АО «Спецэнергомонтаж» – 1,7 млн.рублей (снижение численности работников), ООО «Озон Маркетинг» – на 0,4 млн.рублей (организация находится в стадии ликвидации), ООО НПФ «Мета» - на 0,3 млн.рублей (переход на неполный рабочий день с 01.01.2018 по 31.03.2018 – 233 человека по 32 часа в неделю), ООО «Вертикаль» – 0,2 млн.рублей (переход в другую налоговую инспекцию), ООО ПСК «Волга» – 0,1 млн.рублей (закрытие обособленного подразделения на территории городского округа Жигулевск).

Также по оценке 2018 года по сравнению с 2017 ожидается снижение поступления земельного налога – на 8,4% (на 6,6 млн.рублей) в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с принятыми судебными решениями по установлению кадастровой стоимости земли равной рыночной.

В прогнозируемом периоде планируется рост налоговых доходов: в 2019 году по сравнению с фактическим уровнем 2017 года на 14% по базовому варианту прогноза, на 12,9% и 14,9% по консервативному и целевому вариантам. К 2021 году рост налоговых доходов по отношению к отчетному 2017 году по базовому варианту может составить 29,2%, а также 26,8% и 30,9% по дополнительным вариантам, в основном за счет налога на имущество организаций, занимающего более 30% в общем объеме налоговых доходов.

По неналоговым доходам, напротив, ожидается снижение поступлений  в 2019 году по сравнению с фактическим уровнем 2017 года на 29,2% по базовому и консервативному вариантам прогноза и на 28,2% по целевому варианту вследствие снижения доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства – на 88,7%, от продажи материальных и нематериальных активов – на 75,6%, штрафы, санкции, возмещение ущерба уменьшатся на 59,2%.

Общий объем финансовых ресурсов, сформированных на территории городского округа Жигулевск за счет всех источников, в 2017 году увеличился по сравнению с соответствующим показателем прошлого года на 18,6%. По оценке 2018 года финансовые ресурсы возрастут по сравнению с 2017 годом на 1,2%, к концу прогнозируемого периода по отношению к 2018 оценочному - на 16%, достигнув 17451,6 млн.рублей по базовому варианту прогноза, по дополнительным вариантам также возрастут на 13,2% и 21,5%, достигнув 17032 млн. рублей и 18278,8 млн. рублей соответственно.

В 2017 году сумма средств, перечисляемых с территории городского округа Жигулевск на федеральный уровень власти, увеличилась по сравнению с 2016 годом на 9,4%, а на областной уровень власти - на 14,6%.

Расходная часть бюджета в 2017 году исполнена в сумме 1459,6 млн. рублей, что составляет 98,9% к годовому плану, в том числе исполнение по целевым средствам составило 99,9% к плану, без целевых средств с учетом стимулирующих субсидий 97,7%. По сравнению с 2016 годом объем расходов в целом увеличился на 35,8%, в том числе по расходам за счет целевых средств - на 54,6%.  По расходам без целевых средств с учетом стимулирующих субсидий увеличение составило 12,5%.

Наибольший удельный вес в расходах, учитывая расходы федерального, областного и местного бюджетов занимают расходы на: социально-культурные мероприятия – 42,8% (1 050 млн.рублей), ЖКХ – 35,2% (862,4 млн.рублей), общегосударственные вопросы – 7,3% (179,5 млн.рублей), национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 6,7% (165 млн.рублей), национальную экономику – 3,7% (91,3 млн.рублей), охрану окружающей среды – 2,8% (68,4 млн.рублей). В расходах бюджета городского округа основную долю занимают расходы на ЖКХ – 59,1% (862,4 млн. рублей), социально-культурные мероприятия – 21,1% (307,6 млн. рублей) и общегосударственные вопросы – 12,3% (179,5 млн. рублей).

В 2017 году в городском округе Жигулевск действовали 23 муниципальные программы, общий объем финансирования по которым составил 1216,6 млн. рублей, исполнение – 1212,7 млн. рублей (99,7% к плану). Доля расходов, финансируемых в рамках программ, к общему объему расходов - 83,1%.

За 2017 год в целом бюджет городского округа Жигулевск исполнен с дефицитом в сумме 319,9 млн. рублей, по оценке 2018 года прогнозируемый дефицит составит 96,4 млн. рублей

Составление проекта бюджета городского округа Жигулевск на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов осуществляется в соответствии с постановлением администрации городского округа Жигулевск от 15.10.2013 № 1954 «Об утверждении Положения о составлении проекта бюджета городского округа Жигулевск на очередной финансовый год и плановый период» после предоставления информации от администраторов доходов, прогноза социально-экономического развития городского округа Жигулевск на 2019-2021 годы.

 

9. Транспорт и связь

Объем услуг предприятий транспорта складывается из объема услуг, направленных на удовлетворение потребностей отраслей экономики и объема транспортных услуг, оказываемых населению.

В прогнозируемом периоде объем услуг предприятий транспорта городского округа увеличиваться будет незначительно в связи с прогнозируемым снижением количества пассажиров, перевезенных транспортом общего пользования, рост к 2021 году составит относительно оценки 2018 года 3,2% по базовому варианту прогноза, 1,8% - по консервативному варианту прогноза и 5,4% - по целевому варианту.

На территории округа по маршрутам регулярных автобусных перевозок работают 2 предприятия, оказывающих услуги по перевозке пассажиров на 10 маршрутах. Интервал движения автобусов на маршрутах составляет от 6 до 15 минут, стоимость проезда 20 рублей за 1поездку, действует социальная карта жителя Самарской области. Эксплуатируются автобусы марок ПАЗ-32053, ПАЗ-32054, ПАЗ-320402-05 новой модификации. Увеличения подвижного состава в прогнозируемом периоде не предусматривается (всего 50 автобусов). Со всеми селами городского округа установлено водное сообщение с Самарой и Тольятти.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 183,95 км (в 2016 году - 261,02 км, изменена на основании постановлений администрации городского округа Жигулевск «О внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, проездов и внутриквартальных проездов, относящихся к собственности городского округа Жигулевск» от 20.06.2016 №1123 и от 23.03.2018 №410), в т.ч.: федеральная трасса М-5 протяженностью 11,6 км, дорога регионального значения – 51,77 км, соединяющая села городского округа Жигулевск, а также дороги местного значения – 120,58 км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 649,6 км на 1000 км2.

Сокращение доли протяженности автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, прогнозируется в основном за счет реализации мероприятий государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области» (2014-2025 годы). В 2018 году планируется выполнить ремонт  дорог местного значения протяженностью 3,62 км на сумму 87,6 млн. рублей, из них 83,2 млн. рублей – бюджетные ассигнования дорожного фонда и 4,4 млн. рублей – средства местного бюджета, а также отремонтировать дворовые территории, проезды к многоквартирным домам (13,98 тыс.кв.м.) на сумму 18,9 млн.рублей, из них 5,5 млн.рублей – средства местного бюджета, 11,4 млн.рублей - средства областного бюджета, 2,0 млн.рублей – средства федерального бюджета.

По целевому варианту прогноза в 2019-2021 годах планируется выполнить ремонт дорог местного значения протяженностью 11,63 км и внутриквартальных дорог, плановый объем финансирования составит 234 млн. рублей.

В городском округе Жигулевск операторами, оказывающими услуги телефонной стационарной связи, являются Самарский филиал ПАО «Ростелеком», ООО «Инфо-Лада» и ООО «Телесистемы».

Мобильная связь предоставляется операторами: Мегафон, МТС, Tele-2, Билайн. Все населенные пункты городского округа телефонизированы, действует 13 таксофонов ПАО «Ростелеком». Услуги почтовой связи предоставляются Жигулевским подразделением Тольяттинского почтамта и 9 отделениями почтовой связи. ООО «Телеантенны» предоставляет услуги по пользованию телевизионными антеннами коллективного пользования. В числе транслируемых каналов осуществляет деятельность канал «ФТВ – Жигулевск». Услугами кабельного телевидения могут воспользоваться жители всех районов города. Подключение абонентов к сети Интернет осуществляют ПАО «Ростелеком», ООО «Инфолада», ООО «Жигулевские кабельные сети» и операторы сотовой связи.

В прогнозируемом периоде ожидается отток клиентов по услуге предоставления местной проводной телефонии в связи с активным развитием услуг мобильной сотовой связи. При этом планируется рост услуг в сегментах широкополосного доступа в интернет и платного ТВ, а также услуг присоединения и пропуска международного трафика.

Самарский филиал ПАО «Ростелеком» при строительстве волоконно-оптических линий передач реализует федеральный проект «Устранение цифрового неравенства», в рамках которого выполняется строительство ВОЛС до населенных пунктов с числом жителей от 250 до 500 человек и установка точки доступа Wi-Fi, для обеспечения возможности предоставления качественных услуг связи (телефония, интернет, IP-TV).

 

10. Охрана окружающей среды и природопользование

На окружающую среду городского округа Жигулевск негативное воздействие оказывают промышленные предприятия городского округа, предприятия городского округа Тольятти, дорога федерального значения М5.

В 2018 году ожидаемый объем инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования, составит 247,8 млн.рублей (24,7 % к предыдущему году). Сокращение инвестиций обусловлено снижением показателей филиалом ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС», которому принадлежит 97,6% в общем объеме инвестиций. Другие предприятия также проводят мероприятия по охране окружающей среды. АО «АКОМ» осуществлены инструментальные замеры концентрации свинца и серной кислоты, объем инвестиций в 2018 году составит 4,6 млн. рублей. ООО «Газпром газораспределение Самара» ведется постоянный учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и образовавшихся отходов производства и потребления. АО «ЖИЗ» и ЗАО «ЖКУ» (2,1 млн. рублей), ежегодно проводят рекультивацию нарушенных земель на карьерах. НП «Самарская Лука» и Жигулевский заповедник им. И.И.Спрыгина продолжают осуществлять мероприятия по вопросам охраны и изучения окружающей среды, эколого-просветительской работы с населением.

В прогнозном периоде общий объем финансовых средств предприятий и организаций составит 702,4 млн. рублей по базовому варианту прогноза, 664,5 млн. рублей и 722,9 млн. рублей по консервативному и целевому вариантам прогноза соответственно. По базовому варианту прогноза инвестиции на охрану окружающей среды составят: в 2019 году - 140% по отношению к оценке 2018 года, в 2020 году – 126 %, в 2021 году – 16% соответственно.

На улучшение экологической ситуации на территории городского округа Жигулевск, создание комфортных условий проживания и отдыха жителей округа, организацию и развитие экологического воспитания и формирования экологической культуры направлена реализация муниципальных программ: «Благоустройство городского округа Жигулевск» на 2014-2017 годы, «Охрана окружающей среды городского округа Жигулевск» на 2015-2020 годы.

По итогам 2017 года на благоустройство территории округа в рамках муниципальной программы «Благоустройство городского округа Жигулевск» направлены бюджетные средства в объеме 74,6 млн.рублей (159,7% к 2016 году), из них 90% (67,2 млн.рублей) – средства местного бюджета. Ликвидировано 6 куб. м несанкционированного мусора, произведен ремонт 3-х контейнерных площадок и обустроена новая контейнерная площадка, осуществлено 5 выгрузок контейнеров для сбора ртутьсодержащих ламп, утилизированы 104 ртутьсодержащих лампы, оборудовано 6 мест сбора и удаления отходов. На прогнозируемый период утверждена аналогичная муниципальная программа на 2018-2022 годы.

Муниципальной программой «Охрана окружающей среды городского округа Жигулевск» в 2017 году выделено 99,4 тыс. рублей (100,3% к 2016 году), направленных на проведение маршрутных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха: организовано 20 выездов и отобрано 120 проб атмосферного воздуха, превышения ПДК не зафиксировано. В результате ежедневных наблюдений за качеством атмосферного воздуха на ПНЗ №1 отобрано и проанализировано 3 588 проб атмосферного воздуха. В 2018 году в рамках данной программы планируется выделение 200 тыс. рублей на проведение маршрутных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. В плановом периоде маршрутные наблюдения будут продолжены. В 1 полугодии 2018 года получено положительное заключение экологической экспертизы проектной документации по объекту «Выполнение проектно-изыскательских работ по рекультивации свалки твердых бытовых отходов г. Жигулевск». Направлена заявка на включение мероприятия по рекультивации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов г.Жигулевск в государственную программу Самарской области «Охрана окружающей среды Самарской области на 2014-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 668.

В рамках государственной программы Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области» на 2014-2020 годы предполагается финансирование из областного и местного бюджетов инвестиционных проектов:

1) «Реконструкция канализационных очистных сооружений
в с.Солнечная Поляна городского округа Жигулевск» (сметная стоимость проекта – 58 млн.рублей; производительность очистных сооружений после реконструкции – 465,8 куб.м/сут.; снижение объема сбросов недостаточно очищенных сточных вод с 545,4 куб.м/сут. до 0 куб.м/сут.).

2) «Проектирование и реконструкция канализационных очистных сооружений с.Богатырь городского округа Жигулевск» (сметная стоимость – 24,7 млн.рублей; производительность очистных сооружений после реконструкции – 200 куб.м/сут.; снижение объема сбросов недостаточно очищенных сточных вод с 200 куб.м/сут. до 0 куб.м/сут.).

В 2017 году объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, снизился по сравнению с 2016 годом и составил 2,6 тыс. тонн, 98,5% к прошлому году. Снижению способствует реализация природоохранных мероприятий промышленных предприятий городского округа.

Количество воды, забранной из природных источников, а также отпуск воды всем потребителям в 2017 году незначительно повысились по сравнению с 2016 годом (на 0,2%). В прогнозном периоде планируется снижение данных показателей за счет установки приборов учета воды физическими и юридическими лицами, а также использованием предприятиями ресурсосберегающих технологий.

 

11. Малое предпринимательство

По консервативному варианту прогноза на 2019 год планируется сокращение количества малых предприятий на 9,1%, также возможно сокращение среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях на 4,3% и количества предпринимателей без образования юридического лица на 3,5%, но вырастет оборот малых предприятий на 6,1%.

По базовому варианту прогноза в 2019 году возможно сохранение количества малых предприятий и среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях и количества ИП на уровне 2018 года, при этом планируется рост оборота малых предприятий на 7,5%.

В случае уменьшения налоговой нагрузки в 2019 году на малые предприятия по целевому варианту возможно увеличение количества малых предприятий на 0,9%, среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях на 0,4%, количества предпринимателей без образования юридического лица на 0,4%, оборота малых предприятий на 9,1%.

При расчете плановых значений на 2019 - 2021 годов так же учтены такие факторы, как закрытие ИП, фактически не осуществляющих деятельность, и смена организационно-правовой формы.

Функционированию предприятий малого бизнеса способствует реализация ряда мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно программы содействия организации самозанятости безработным гражданам на территории городского округа  Жигулевск, реализация муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства и торговли в городском округе Жигулевск» на 2014-2019 годы, функционирование Фонда микрофинансирования и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе Жигулевск, а также сотрудничество администрации городского округа Жигулевск и Информационно-консалтингового агентства Самарской области в части организации и проведении обучения предпринимателей.

25 апреля 2019 г.